Секретный пример

Молодые гоблины Борька и Антошка сидели в засаде. Они хотели подкараулить на тропинке какого-нибудь одинокого зайчика, беззаботно гуляющего по лесу. План был таков: напасть на зайчика, напугать его как следует, а потом хорошенько отодрать за уши. Борька и Антошка считали, что необходимо отомстить пушистым нахалам за дерзкое проникновение в подземный склад шоколада гоблинов.

И вот на тропинке появился маленький зайчик. Он спокойно и безмятежно шагал по дорожке совершенно один, глядя в небо и чему-то улыбаясь…

Ага!!!

Юные гоблины выпрыгнули из кустов спереди и сзади от лопоухого зверька! Бежать ему теперь было некуда!

– Ой! – удивился зайчик. И остановился. Он глядел то на одного гоблина, то на другого. Он еще не понял, что его собираются пугать и даже бить.

– Р-р-р!!! – зарычали хором Борька и Антошка, чтобы сразу же напугать зайчика посильнее.

– Вы чего? – удивленно спросил тот, хлопая глазами и шевеля ушами. – Вы хотите узнать что-нибудь еще про таблицу умножения?

– Э-э-э… – растерялись юные гоблины. Им было неловко сказать, что вообще-то они имели в виду совсем другое.

– Я могу вам что-нибудь рассказать. Не стесняйтесь, – подбодрил их зайчик. – Что вам интересно?

– Ну… мы… нам хотелось бы знать… – начал мямлить Антошка.

А Борька почесал голову и спросил:

– Скажи, существует ли какое-то особое секретное знание про таблицу умножения на 2, которое вы скрываете?

Зайчик смущенно опустил уши и посмотрел в землю. Он явно колебался.

Молодые гоблины молча ждали.

Внезапно вдалеке на тропинке раздался топот. Он быстро приближался. И скоро из-за поворота появилась целая толпа очень крупных зайцев с дубинками. Они подбежали и остановились, сурово поглядывая на гоблинов.

– Мы тут интересуемся таблицей умножения… – небрежным тоном произнес Антошка.

– Да, – кивнул маленький зайчик. – Они меня спросили про особый секретный пример… Но я не уверен, что можно им раскрыть эту нашу математическую тайну…

Зайцы посовещались между собой и решили, что вполне допустимо поделиться с гоблинами некоторыми особыми секретными знаниями. Поскольку надо же не только драться, но и дружить.

Антошка и Борька согласно покивали головами. И приготовились слушать.

Маленький зайчик, который все еще так же стоял между ними, торжественно произнес:

– Дважды одиннадцать – это двадцать два.

Юные гоблины очень удивились.

А зайчик пояснил:

– Ну то есть если 2 умножить на 11, то получится 22.

И он немного попрыгал по тропинке туда-сюда, пока Борька и Антошка размышляли над услышанным. А потом объяснил подробнее:

– Если мы хотим умножить 2 на 11, то есть взять по два одиннадцать раз, то надо сначала взять по два десять раз, это будет двадцать, а потом еще добавить два. И всего будет 20 + 2 = 22. Вот так.

– Ого! Круто! – поразился Борька.

– А я что-то не очень понял, – признался Антошка.

Зайцы посовещались и предложили продемонстрировать все это наглядно. Она разбились на пары и выстроились вдоль тропинки. Причем в каждой паре один из зайцев стоял у самой дорожки, а другой – за ним, чуть выше по склону холма, идущему здесь довольно круто вверх.

Маленький зайчик показал на своих выстроившихся вдоль тропинки сородичей и сказал молодым гоблинам:

– Вот видите, здесь 11 пар зайцев. То есть 2 умножить на 11. Пересчитайте, сколько их всего.

Борька аккуратно пересчитал по порядку всех выстроившихся зайцев и согласился:

– Да, действительно их 22.

– Но что важно, – маленький зайчик с умным видом поднял переднюю лапку, – мы видим, что можно умножить здесь 2 на 11, а можно умножить 11 на 2. Ведь в каждом ряду здесь стоит по 11 зайцев. А рядов тут 2.

– И получается, что 2 х 11 = 22 и 11 х 2 = 22, то есть это одно и то же в итоге, – сообразил Антошка.

Зайцы снова разбрелись в разные стороны, продолжая помахивать своими дубинками, которые они держали в лапах.

– Что ж, мы все поняли, большое спасибо, – вежливо поблагодарили Борька и Антошка.

И зайцы все вместе ускакали куда-то по тропинке.

А юные гоблины пошли в свою деревню.

Некоторое время они шагали молча.

Наконец Борька молвил:

– Хорошо, что мы этого маленького зайчика не начали бить и за уши дергать.

– Да, хорошо, – согласился Антошка. – Удачно получилось. И кое-что новое узнали по математике.

– Я теперь никогда не забуду, что 2 умножить на 11 – это будет 22, – хмыкнул Борька. – Как вспомню зайчиков с дубинками, выстроившихся парами вдоль тропинки…

– А ты обрати внимание, что когда мы умножаем 11 на 2 и получаем 22, то это просто как будто бы мы каждую единичку в числе 11 умножаем на 2, вот и превращается число 11 в число 22, – сказал Антошка.

Так они постепенно и дошли до своей деревни.

В поселке их встретил старый гоблин по кличке Кандидат Наук. Узнав о приключении юных гоблинов, он подумал и пообещал:

– Вы не трудитесь, я сам всем нашим соплеменникам расскажу про этот особый тайный пример. Чтобы все знали.

Борька и Антошка завалились на траву на солнышке и стали наблюдать за плывущими по небу облаками. Они вспоминали маленького зайчика, пример 2 ? 11 = 22 и суровых крупных зайцев с дубинками. И думали, что у них получилось очень удачное приключение.