Экскурсия по дому с привидениями

Прошла целая неделя после того, как смелая деревенская девочка Шура побывала в заколдованном подземном лабиринте, расположенном глубоко под заколдованным домом, и познакомилась там с мумией

Надо сказать, что в той деревне многие дети интересовались привидениями и домом, в котором те жили. Но все боялись туда пойти. Да и родители, конечно, такого никогда бы не допустили.

Но Шура решила, что пора познакомить всех своих друзей с привидениями и с мумией. Да и самой ей хотелось снова побывать в заколдованном доме и увидеть там еще что-нибудь интересное.

И вот собралась команда из девяти мальчиков и девочек. Они тайно сговорились и, дождавшись очередной темной безлунной ночи, собрались неподалеку от дома Шуры в тени больших кустов.

В деревне все уже спали. Не светилось ни одно окно. Лишь далекие фонари у шоссе тускло мерцали сквозь листву деревьев. Изредка в темноте проносились летучие мыши. Да где-то на крыше мяукала кошка, которой не спалось.

Вдруг из мрака вынырнула взрослая фигура и знакомым голосом произнесла:

– А я с вами!

– Не выдавайте нас, пожалуйста, Анна Федоровна! – шепотом попросили дети, узнавшие свою школьную учительницу. – Мы идем в дом с привидениями на экскурсию. Но это совсем не опасно. И мумия там добрая.

– Да, я догадалась, куда вы собрались, – кивнула хорошо понимавшая детскую психологию строгая и мудрая преподавательница деревенской школы. – Мне тоже интересно. И я обещаю не шуметь и не пытаться руководить.

Где-то в лесу прокричала сова.

– Пора, – сказала Шура.

Все осторожно двинулись в темноте к заколдованному дому. Конечно, в компании идти было не очень страшно. Лишь шестилетний мальчик Петя иногда всхлипывал и вздрагивал, но тоже упорно шел вместе со всеми. Потом Анна Федоровна взяла его за руку, и он перестал всхлипывать и дрожать.

У крыльца волшебного двухэтажного дома уже сидела большая серая крыса и хмуро поглядывала на пришедших. В лапах она держала ржавый ключ, за которым волочилась длинная цепочка.

– Привет. А мы на экскурсию пришли, – сказала ей Шура.

– А тетку-то взрослую зачем с собой привели? Еще в обморок упадет со страху или будет визжать на всю округу… – неодобрительно молвила крыса, шевеля усами на длинной морде.

– Это наша учительница. Она смелая и умная, – вступилась за Анну Федоровну девочка Юля.

– Все же приглядывайте за ней, – сказала крыса, отдавая ключ Шуре. И ушла к себе под крыльцо, приняв в качестве подарка сдобный сухарик.

Замок легко открылся, уже безо всякого скрипа. Смазка неделю назад явно пошла ему на пользу.

Все вошли в дом, в полной темноте миновали сени и очутились в большой комнате.

– Эй, привидения, ау! – произнесла Шура. – Я привела своих друзей. Где вы?

Мальчик Тарас, самый старший из всех детей, добавил:

– Мы вас, конечно, очень боимся, но хотим с вами подружиться. И можем заодно вам что-нибудь интересное про математику рассказать.

Из темноты им ответил одинокий печальный вздох. Потом раздалось тихое:

– У-у-у-у…

Затем где-то наверху, то ли на втором этаже, то ли на чердаке, раздался громкий заунывный вой. Это был просто леденящий душу вопль, от которого у всех по коже побежали мурашки.

– Ну и местечко! – молвила тихо Анна Федоровна. – Просто средоточие кошмара и ужаса! Похоже, я все-таки сейчас упаду в обморок от страха. А так хотелось бы познакомиться с привидениями…

– Ну ладно, попугали тетеньку и детей – и хватит! – прозвучал в темноте густой бас. – Сейчас включим свет.

И постепенно появилось неяркое волшебное освещение, идущее словно бы со всех сторон.

Дети и Анна Федоровна с удивлением смотрели на толпу разноцветных привидений вокруг. А те с интересом разглядывали детей и учительницу.

Минут через пять Шура предложила:

– А давайте начнем с математики. А потом вы нам покажете дом. Хорошо?

Привидения захлопали глазами и загомонили:

– Давайте, давайте… Мы не против.

– А что вас интересует из математики? – спросила девочка Рита, у которой были две косички с ярко-голубыми бантиками.

– Гм… У-у-у… Угм… – забормотали привидения. – Нас интересует многое… Но сразу ведь не будешь все обсуждать… Гм… Угм…

– Можно что-нибудь про сложение, – предложил Петя, который уже вполне освоился в ситуации и даже уже не держался за руку Анны Федоровны.

– А вы помните, что я вам рассказывала о переместительном законе сложения в прошлый раз? – спросила Шура.

– Да! Да! – заорали привидения, все разом срываясь со своих мест и начиная носиться кругами по комнате. Дети с восторгом наблюдали за ними. А строгая и мудрая учительница даже рот открыла от удивления, созерцая столь небывалое зрелище.

Когда все успокоились и остановились, маленькое зелененькое привидение тонким голосом сказало:

– Мы хорошо усвоили, что при сложении двух чисел их можно менять местами друг с другом, если этого нам хочется.

– Но можно ли менять местами числа при сложении, если их не два, а три или больше? – вдруг мощным низким голосом спросило огромное желтое привидение.

Наступила тишина. Все молчали и думали.

Юля с надеждой посмотрела на Анну Федоровну. Но та закатила глаза и явно была близка к полуобморочному состоянию, а поэтому не могла ничего объяснять из математики. Что же делать? Ведь никто из детей не знал ответа на этот вопрос.

– Я считаю, что при сложении любого количества чисел их можно все как угодно переставлять местами друг с другом, – наконец произнес Тарас.

– Я тоже так считаю, – тихо сказала девочка Маша, пришедшая на эту экскурсию со своим любимым плюшевым медведем под мышкой.

– А почему? – удивилось бледно-зеленое привидение и сделало пару кругов по комнате.

– Ну, потому что складывать числа – это значит как бы складывать их в кучу. Допустим, у нас есть три картофелины, две картофелины и пять картофелин. И мы решили сложить их в общую кучу. Ясно, что все равно, в каком порядке их складывать и пересчитывать. Куча будет одинаковая в любом случае. Главное – что теперь все картофелины будут вместе, – высказал свою точку зрения Артем.

– Да, – согласилось оранжевое привидение. – Вот у нас в доме на первом этаже шесть комнат, на втором этаже пять комнат, а на чердаке еще три комнаты. И это значит, что всего в нашем заколдованном доме четырнадцать комнат. Потому что шесть плюс пять будет одиннадцать. А одиннадцать плюс три будет как раз четырнадцать. И это действительно так, мы считали много раз. В каком порядке этажи не облетай, как эти комнаты не пересчитывай, их все равно всегда четырнадцать штук.

– Я просто обалдело от этих вычислений! – немного невпопад сказало синее привидение и глубоко вздохнуло.

– Ну что, все согласны? – пробасило большое желтое привидение. – При сложении любого количества чисел их можно складывать в любом порядке, то есть их можно при этом переставлять как угодно. Да?

– Да! Да! – заорали и дети, и привидения.

Анна Федоровна перестала закатывать глаза и тоже сказала твердым голосом:

– Да!

– А почему бы нам это на привидениях не показать? – спросила Шура. – На привидениях все примеры выглядят очень убедительно и понятно.

И тут же в воздухе образовались четыре группы привидений. В первой группе было три привидения. Во второй группе – пять. В третьей группе – шесть. А в четвертой группе – четыре.

Дети сначала сосчитали привидений в этом же порядке: три плюс пять плюс шесть плюс четыре. Получилось восемнадцать. Соответствующий пример возник прямо в воздухе – из больших светящихся цифр и знаков “плюс” и “равно”.

Потом первая и четвертая группы привидений поменялись местами – перелетая, но не перемешиваясь друг с другом. В воздухе сразу же появился новый пример: “четыре плюс пять плюс шесть плюс три”. Дети пересчитали привидений заново. Их, конечно, снова оказалось восемнадцать.

Так они повторили еще несколько раз. Группы привидений менялись местами, дети их считали, соответствующие примеры появлялись в воздухе. И всегда в ответе получалось восемнадцать.

Наконец привидениям надоело заниматься математикой, и они закричали хором:

– Экскурсия! Экскурсия! Страшная экскурсия по нашему ужасному заколдованному дому! А то так вся ночь пройдет, а вы не успеете посмотреть все наши кошмарные достопримечательности! У-у-у!

– А что у вас тут самое ужасное? – спросила Лиза, которая была почти столь же смелая, как Шура, хотя и не такая бойкая.

– Самое ужасное – это мы!!! – дружно ответили привидения и дико захохотали.

После этого началась экскурсия по дому.

Руководимые привидениями, дети и учительница направились обследовать первый этаж. Здесь почему-то не было коридора, а просто все комнаты сообщались друг с другом, располагаясь как бы кольцом, по кругу. В каждой из них было по две двери, так что надо было просто по очереди проходить их все.

Из комнаты, в которой привидения, дети и учительница общались сначала, компания переместилась в соседнюю комнату, сравнительно небольшую, с одним окном (впрочем, оно было заколочено снаружи).

– Здесь живет шахматный монстр Жора, – объяснило сине-зеленое привидение. – Он обычно ни с кем не разговаривает, а лишь все время играет в шахматы. Видите, тут везде шахматные доски и фигуры.

И действительно, в комнате на столиках размещалась дюжина шахматных досок, на каждой из которых разыгрывалась своя партия. Кроме того, на трех стенах висели большие магнитные шахматные доски с плоскими магнитными фигурами. Сам монстр Жора скромно стоял в углу и непонятно поглядывал на вошедших всеми своими шестью глазами на крупной шарообразной голове. Рук и ног у него было, как и полагается обычно, по одной паре.

– Кто из вас любит играть в шахматы? – вдруг спросил монстр сиплым голосом.

– Я, – смело ответила Маша. – И мой плюшевый медведь тоже. Я часто с ним играю и ставлю ему детский мат.

– Ха-ха-ха! – засмеялся Жора. Потом он отвернулся от всех и снова занялся решением своих шахматных задачек.

Решив больше ему не мешать, дети и Анна Федоровна прошли в соседнюю комнату. Она была большая и совершенно пустая. Три заколоченных окна лишь усиливали ощущение пустоты.

– Здесь мы гоняемся, – объяснило маленькое зелененькое привидение.

Следующая комната, наоборот, была вся заставлена старой мебелью, между которой можно было лишь с трудом пройти. Везде лежала пыль. С потолка вдоль стен в изобилии свисала паутина. И множество крупных мохнатых пауков таращились на гостей.

– Здесь у нас паукопитомник, – объяснило красное привидение. – Пауки тут живут, выращивают детишек-паучат, учат их уму-разуму. А потом молодые пауки улетают на маленьких воздушных шариках в разные другие места.

– Э-э-э… – начала было Анна Федоровна. Но замолчала, так как не нашлась, что сказать.

– Какие-то они слишком крупные, – заметил Тарас. – И зубы у них, наверное, огромные…

Паук с туловищем, размеров с крупный грецкий орех, опустился на паутине с потолка и повис прямо перед лицом Юли, с интересом ее разглядывая. А потом подмигнул ей правым глазом.

– Что, хочешь со мной подружиться? – спросил его девочка. – Ну, садись ко мне на плечо.

Паук тут же качнулся на своей нити и очутился у нее на плече. Там он отбросил паутинку и, удобно устроившись, довольно заурчал. Юля погладила его пальцем по мохнатой спинке и предложила:

– А давайте мы пойдем дальше, а этот паук пусть пока посидит у меня на плече.

Лиза открыла дверь в пятую комнату первого этажа, и все сразу же увидели там огромного удава. Он лежал, свернувшись кольцами, и занимал собой почти все пространство на полу. И он внимательно смотрел на остановившихся на пороге комнаты детей и учительницу – смотрел своим немигающим и гипнотизирующим змеиным взглядом.

Все немножко помолчали.

Потом мальчик Саша авторитетно сказал:

– Это лишь голограмма или что-то типа того, а не настоящий удав. Через него, если приглядеться, слегка видны доски пола. Он нас не укусит и не задушит. И вообще он не опасен, я думаю.

– Молодец! Молодец! Умный мальчик! – одобрительно загомонили привидения. – Это действительно наш пугательный удав. Страшный, но не опасный. Вы можете пройти сквозь него.

Дети, немного все же нерешительно, прошли сквозь огромного удава к двери на противоположной стороне комнаты. Анна Федоровна отстала от них, продолжая заворожено смотреть в глаза ненастоящей рептилии. Юля вернулась за учительницей, взяла ее за руку и провела сквозь удава к следующей двери.

В шестой, последней комнате первого этажа их ждали странные, непонятные, летающие повсюду разноцветные шары – размером от небольшого яблока до футбольного мяча. Шары двигались медленно и непредсказуемо. А на ощупь они были мягкие и слегка теплые. Причем ухватить их руками и удержать никак не получалось, шары тут же выскальзывали и уплывали по воздуху какой-то своей дорогой.

Дети и Анна Федоровна довольно долго бродили среди этих шаров, играли с ними, слегка меняли их пути в воздухе, просто разглядывали это диво…

Время словно бы остановилось. Осталось лишь странное пространство, наполненное разноцветными летающими шарами, плавно и красиво двигающимися по комнате.

– А они живые? – спросил вдруг Петя.

– Нет, – усмехнулось розовое привидение. – Это просто игрушки, которые примерно сто лет назад сделал тут один добрый волшебник.

– Хорошие игрушки! – одобрила Юля. И все согласно закивали.

Наигравшись с шарами, дети и учительница отправились по лестнице на второй этаж. Лестница ужасающе скрипела и слегка покачивалась, когда по ней шли. Но привидения ободряюще летали вокруг, и поэтому идти по ступенькам было совсем не страшно.

– На втором этаже у нас везде сила тяжести ослаблена вдвое, – сказало синее привидение. – Такая древняя магия. Так что можете как следует попрыгать и побегать. Только тетеньке лучше голову поберечь – чтобы о потолок ею ненароком не стукнуться. Хотя тут потолки высокие, больше трех метров, но все же взрослому человеку нужно прыгать осторожно. А другой тут никакой особой магии нет, к сожалению.

– А-а-а!!! – заорали дети и учительница, с восторгом начиная прыгать и скакать по коридору и по комнатам второго этажа. – А-а-а!!! Вот здорово!!! Ух ты!!!

Больше часа носились они так. В комнатах стояла кое-какая мебель да висели старинные картины на стенах. Так что места оказалось много дли прыжков и беготни. Несмотря на предупреждение, учительница в ажиотаже все же несколько раз стукнулась головой о потолок, не рассчитав силу прыжков. А вот мальчиками и девочкам было удобнее, им места по высоте вполне хватало, чтобы порезвиться на полную катушку.

Наконец все устали.

Привидения, которые, конечно, тоже принимали активное участие в общем веселье, предложили хором:

– А давайте теперь вы посетите чердак. Там живут летучие мыши. У них недавно родились детеныши. Только вы их не обижайте и не пугайте.

– Мы будем вести себя очень осторожно и тихо, – пообещали дети и Анна Федоровна.

На чердак вела особая лестница-стремянка, прислоненная к стене под люком в потолке коридора второго этажа. Первым полез Тарас. Он откинул крышку люка наверх, осмотрелся и сообщил:

– Здесь очень слабое освещение.

– Ну понятно. Ведь летучие мыши любят темноту, – сказала Шура.

Дети и учительница по очереди забрались по лестнице на чердак и осторожно прошли в его дальнюю часть, где располагалось маленькое окошко, не заколоченное, с выбитыми стеклами. Видно, летучие мыши через него вылетали наружу и возвращались обратно.

Привидения тоже все перебрались на чердак. Они познакомили гостей с веселой компанией дружелюбных летучих мышей. Те позволяли себя гладить, летали вокруг, садились к детям и к Анне Федоровне на руки, на плечи и на голову. Крошечных летучих мышат тоже посмотрели, разумеется.

И вот огромное желтое привидение, похлопав глазами, сказало:

– Ребята, вам пора домой. Ночь на исходе. Мы рады были вас видеть у себя в гостях. И мы рады были узнать, что при сложении любого количества чисел их можно как угодно менять местами, переставлять в любом порядке, если это удобно для вычислений. И мы будем рады с вами пообщаться еще когда-нибудь потом.

Дети и учительница попрощались с летучими мышами и спустились с чердака по стремянке на второй этаж. Там, конечно, они еще минут десять побегали и попрыгали. А уж потом спустились по жутко скрипучей и качающейся лестнице на первый этаж и сразу же там зашли в комнату с плавающими в воздухе разноцветными шарами. И немножко поиграли еще и там, совсем чуть-чуть.

Затем они, не задерживаясь, прошли сквозь огромного пугательного удава в комнату-паукопитомник. Там Юля с сожалением ссадила со своего плеча большого мохнатого паука, напоследок погладив его и пообещав еще приходить.

Через пустую комнату и через комнату не обратившего на них внимания шахматного монстра Жоры дети и учительница дошли снова до большого зала у входа в дом, где они знакомились с привидениями с самого начала.

Постояли, глядя на медленно летающих вокруг разноцветных, улыбающихся и диковато подмигивающих привидений. Уходить не хотелось. Время, уже который раз за эту ночь, словно бы застыло. Нереальность окружающей обстановки удивительно сочеталась с реальностью волшебства в этом странном доме. Тишина мягко и спокойно окутывала все здесь. Но пора было уходить.

Дети и учительница попрощались с привидениями и поблагодарили их за прекрасную экскурсию, за доброту и за изобилие кошмарных впечатлений. А потом двинулись к выходу на улицу.

И вот уже Шура запирает дверь заколдованного дома снаружи огромным ключом, а все остальные тихо стоят у ступенек крыльца в ночной темноте. Большая серая крыса взяла ключ и без лишних слов утащила его под крыльцо.

И они пошли в деревню.