Крокодильчики и волшебный туман

Это третья история о приключениях двух братьев-крокодильчиков, которые жили на берегу волшебного озера в многокомнатном доме-шалаше вместе с папой-крокодилом и мамой-крокодилицей. Надеюсь, вы уже читали сказки о том, как крокодильчики разгадывали тайный древний математический язык у волшебной скалы и в подводной волшебной пещере.

А эта история случилась с крокодильчиками, когда они плавали по волшебному озеру в компании старого доброго пеликана. Он был давним другом всей их семьи. Когда-то этот пеликан учил считать, читать и писать папу-крокодила и маму-крокодилицу, которые в те времена были еще маленькими. А теперь старый пеликан участвовал в воспитании молодых крокодильчиков, учил их при случае уму-разуму…

И вот плыли они втроем вдоль дальнего берега озера, где тянулась широкая полоса мелководья и росли камыши. Здесь гнездились разнообразные водоплавающие птицы, вовсю суетились лягушки и тритоны, плавали стайки мальков и всякие водяные жуки и букашки. Старый пеликан тоже жил здесь когда-то. Он даже родился тут, вылупившись из яйца в большом гнезде посреди камышей давным-давно.

Крокодильчики с любопытством разглядывали камыши и их обитателей. День клонился к вечеру, но жизнь вокруг кипела. На середине озера или у скал такого не увидишь.

Внезапно ощутимо похолодало. Солнце вдруг скрылось в клубах неожиданно поднявшегося над водой тумана. Все звуки сразу сделались приглушенными. И возникло странное ощущение чего-то магического…

Один из крокодильчиков повернулся к пеликану и спросил:

– Что происходит? Это ведь не обычный туман, а волшебный, да?

– Конечно, – спокойно ответил пеликан. Он повертел головой по сторонам и добавил: – Видите, как все вокруг сразу притихли. Здесь часто бывает волшебный туман. И никогда заранее не ясно, какие он принесет чудеса и сюрпризы.

Туман еще сгустился, уплотнился, сплошной стеной встал вокруг. Молочно-белая, похожая на вату взвесь мельчайших капель воды заполнила пространство со всех сторон. Только внизу была вода озера, но и в ней тоже отражались клубы тумана.

Крокодильчики молчали и ждали. Им было очень-очень интересно, что произойдет дальше. Да и просто интересно было вот так сидеть внутри густого тумана и не видеть ничего кроме него.

Пеликан тоже сохранял молчание и не двигался. За свою долгую жизнь на волшебном озере он совершенно привык ко всяким необычным вещам. Однако и ему было любопытно, что сейчас случится. Ведь волшебство – оно каждый раз разное. И это всегда интересно.

И вот из тумана стали выплывать слова. Они были как будто вылеплены из темно-синей глины – каждая буква немного по-своему, слегка коряво, очень толстыми штрихами.

Слова медленно двигались в воздухе – каждое слово само по себе. Но скоро они сложились в предложение:

“Сложение и вычитание – это взаимно обратные действия”.

Надпись застыла, повиснув перед крокодильчиками и пеликаном.

– Гм. Ну ясно, – нарушил тишину один из братьев. – Снова тайный древний математический язык. И мы должны понять, что означает эта фраза. А я-то надеялся, что в тумане произойдет какое-то более интересное волшебство…

– Так оно и произойдет, если вы разгадаете смысл данного предложения, – усмехнулся старый опытный пеликан. – Так уже не раз бывало. Разгадаете смысл выплывшей из тумана фразы или загадки – и бабах! – что-то очень волшебное и очень интересное случится.

– Ага! – воодушевились крокодильчики.

Синие буквы слегка помигали – и исчезли.

– Ну, давайте думать, – предложил один из братьев. - Давайте возьмем, к примеру, такую ситуацию: складываем три яблока и два яблока. Получаем пять яблок, ясное дело.

– Это-то понятно, – сказал другой крокодильчик. – Но что означают слова “взаимно обратные действия”?

– Попробуйте вычесть из пяти два. Или три, – подсказал пеликан.

– Если из пяти яблок вычесть два яблока, то получится три яблока. А если из пяти яблок вычесть три яблока, то получится два яблока. Это элементарно, – хором ответили братья.

– Ага! Я, кажется, начинаю понимать! – молвил один из крокодильчиков. – Ведь у нас сначала было по отдельности два яблока и три яблока. Мы их сложили и получили пять яблок. Это если вместе. А потом мы обратно их разъединили – вычли из пяти яблок два яблока, к примеру. И осталось три яблока. То есть теперь эти два яблока и эти три яблока снова по отдельности у нас…

– Да! – подхватил другой крокодильчик. – А если мы обратно их сложим, то снова получится пять яблок. И так можно сколько угодно раз делать. Туда-сюда. То есть туда и обратно. Вот поэтому и получается, что складывать и вычитать – это действия, обратные друг другу. То есть взаимно обратные.

– Да, – сказал пеликан. – Я тоже так думаю. Сложим два и три – получим пять. Вычтем из пяти два – получим обратно три. Ну или вычтем из пяти три – и получим обратно два.

– Ох уж эти математики! – произнес проплывавший мимо маленький лягушонок и подмигнул всем.

– Да. Не очень понятно, зачем так мудрено выражаться, – кивнул пеликан.

– Так ясно же! Чтобы никто не догадался, о чем идет речь! – хором объяснили ему крокодильчики. – Это специально так и придумали говорить, чтобы никто не понял!

– Но вы-то поняли. Молодцы! – похвалил их лягушонок. И уплыл.

– А вы действительно поняли, что имеют в виду, когда говорят, что сложение и вычитание – это взаимно обратные действия? – усомнился пеликан, хитро поглядывая на двух братьев.

Из тумана, медленно гребя лапами, выплыла большая черепаха. Она остановилась, посмотрела на пеликана и крокодильчиков и спросила:

– Хотите задачку-подсказку?

– Хотим, конечно, – хором ответили крокодильчики. А пеликан довольно закивал.

– Я начну издалека, – сказала черепаха. – Спешить нам некуда. Я хочу вспомнить историю, случившуюся во времена моей молодости… А было это уже так давно, что я и не скажу точно, сколько лет с тех пор прошло… Так вот. Плавала я как-то в одном пруду. Вокруг пруда росли пальмы и тростник. А поверхность воды была почти полностью затянута тиной…

– Неприятно, наверное, в тине плавать, – заметил пеликан.

– В те времена я была очень молода и неопытна в жизни, – ответила черепаха. – Я родилась в том пруду и не видела других водоемов. Я думала, что мутная зеленая вода, тина, злой водяной паук на дне, тростник и высокие деревья вокруг пруда – это и есть весь мир. Там даже лягушки не жили – поскольку их тот паук вечно гонял и кусал. А меня он почему-то почти не обижал. Может, потому, что я искренне считала его очень умным и образованным…

– Ты, кстати, собиралась задачку-подсказку нам рассказать, – напомнил пеликан.

– Да, так я как раз к этому и подвожу свой рассказ, – невозмутимо продолжала черепаха. – Паук тот немного учил меня математике. И однажды он спросил у меня, сколько будет восемь плюс три. И я не могла ответить! Вы представляете! Мне было жутко стыдно! Я ощущала себя тупой и необразованной болотной тварью…

– Какая печальная задачка-подсказка, – сочувственно вздохнул один из братьев-крокодильчиков.

– А чего тут грустного? – возразил другой. – Восемь плюс три будет одиннадцать.

– Да, совершенно верно. Но тогда я этого еще не понимала… – сказала черепаха задумчиво. – Я была так молода, так неопытна, так необразованна… А злой водяной паук, когда я не могла решить какую-нибудь задачу, обзывал меня пресноводной медузой в панцире и без мозгов…

– А ты говорила, что он тебя не обижал, – удивился пеликан.

– Я сказала, что почти не обижал, – уточнила черепаха. – Но немножко обижал, конечно. У него был тяжелый характер. Так вот. Я уплыла среди тины и печали размышлять, сколько будет восемь плюс три. И от безысходности решила я стать волшебной мудрой черепахой. Чтобы знать много всего. И чтобы никакой злой водяной паук никогда бы не смог загадать мне математическую задачку непосильной для меня сложности…

– Круто! – одобрил одни из крокодильчиков. А другой согласно закивал головой: действительно, мол, круто!

– И вот, решив стать мудрой и волшебной, – продолжала черепаха свой рассказ, – я подплыла к берегу и там увидала большого старого доброго и очень-очень мудрого крокодила. Думаю, это был ваш прапрадедушка… Мы разговорились. Я поведала ему о своей печали. “Дитя мое, – сказал он мне, – если на ветке висят одиннадцать бананов, как вон на том дереве, а мартышка сейчас оторвет и съест три банана, то сколько останется?” Я посмотрела вверх, увидела ветку с одиннадцатью бананами и мартышку, которая уже примеривалась начать завтрак…

– И она съела ровно три банана? – не утерпев, перебил один из братьев.

– Да, – кивнула головой большая черепаха. – Я ведь говорю, что крокодил был очень мудр. Он предвидел, что в пузико мартышки поместится ровно три банана…

– Может, он просто каждый день видел, как мартышка завтракает тремя бананами, – предположил другой братик.

– Не знаю… Но когда я увидела, как из одиннадцати бананов получается восемь после того, как мартышка слопала три банана, я сразу же поняла, что восемь плюс три будет одиннадцать, – торжественно молвила черепаха. И замолчала.

– Да… Восемь плюс три будет одиннадцать… А одиннадцать минус три будет восемь… – задумчиво проговорил пеликан.

– Ну конечно! Это же понятно! – бодро заговорил один крокодильчик. – К примеру, два плюс семь равняется девять. А если из девяти вычесть семь, то получится два. Мы словно бы вернемся обратно.

– Да, я тоже понял все, – сказал его брат. – Если, скажем, из десяти вычесть четыре, то останется шесть. Например, если из стаи в десять мартышек четыре ускакали куда-то по веткам, то останется шесть мартышек. Но если те четыре мартышки, что убегали, вернутся обратно, то их снова станет десять. Шесть плюс четыре будет десять. Все вернется обратно!

– Какие вы умные! – восхитилась черепаха.

– Да, мы соображаем, – согласились крокодильчики. – И теперь мы уже совсем точно разобрались, что означает эта странная фраза на древнем математическом языке. Сложение и вычитание – это взаимно обратные действия. Это именно так.

– Значит, сейчас будет волшебство, – сказал пеликан.

– Наверняка будет, – подтвердила черепаха.

– А я тоже хочу посмотреть, – произнес маленький лягушонок, снова появляясь возле них.

Бабах! Трах-тарарах! Бум!

Весь туман с грохотом разлетелся в стороны и вверх, тая и растворяясь в голубом небе и в солнечном свете. А из песка на дне вдруг вверх ударил мощный фонтан воды. Он подхватил крокодильчиков и понес их все выше и выше. Они взлетали на струе воды, поддерживающей их мягко и надежно.

– Ура!!! – закричали крокодильчики.

Они смотрели на озеро внизу и на лес вдали, на удивленных птиц вокруг и на быстро приближающиеся облачко сверху… Все выше и выше!

– Ура!!! – продолжали орать братья.

Они слегка коснулись небольшого облачка и стали медленно опускаться. Поддерживавшая их водяная подушка мягко двигалась вниз. А крокодильчики смотрели во все стороны и чувствовали себя абсолютно счастливыми.

И вот они опустились обратно в озеро. Пеликан, черепаха и лягушонок смотрели на них и улыбались. Фонтан воды совсем исчез. Песчаное дно снова сделалось ровным.

Будто бы ничего и не произошло.

– Я тоже когда-нибудь буду изучать математический язык – и со мной тоже будут происходить всякие волшебные приключения, – сказал лягушонок. – Но пока я еще очень маленький. Буду пока просто плавать и играть.

И он уплыл.

Черепаха, мудро посмотрев на крокодильчиков, спокойно молвила:

– Я рада, что вы все верно сообразили. Желаю вам вырасти образованными и добрыми крокодилами.

И она тоже уплыла.

Пеликан похлопал крыльями, снова их сложил и сказал:

– Я рад, что вы увидели наше волшебное озеро и его окрестности с высоты птичьего полета. Я-то ведь умею летать и все это не раз видел. А вот крокодилам полетать редко удается.

– Да, это было отличное волшебство! – ответили братья. – Мы даже до облачка дотронулись! Оно похоже на туман. Но мягче.

– Ну, облака тоже разные бывают, – улыбнулся пеликан.

И они поплыли домой, к папе-крокодилу и маме-крокодилице. И рассказали о своих новых познаниях в тайном древнем математическом языке и об удивительном волшебном полете над озером. И папа с мамой были за них очень рады..