Крокодильчики и волшебная скала

Давным-давно на берегу большого волшебного озера жила-была семья крокодилов: папа, мама и два их сына. Они жили в многокомнатном шалаше из толстых веток, тростника и пальмовых листьев.

Папа-крокодил был очень серьезный и деловой, строгий и даже временами свирепый.

Мама-крокодилица была изящная и деликатная, веселая и жизнерадостная.

А сыночки-крокодильчики были бойкие и чрезвычайно любознательные, слегка хулиганистые и очень-очень самостоятельные.

Волшебное озеро, на берегу которого жила семья крокодилов, славилось на всю округу своими волшебными скалами, своими волшебными туманами и своими волшебными подводными пещерами.

Крокодильчики, понятное дело, были весьма довольны тем, что вокруг столько волшебных вещей. Папа и мама разрешали своим сыновьям плавать по озеру где угодно. И те, разумеется, на полную катушку использовали такую свободу.

Однажды плыли крокодильчики вдоль волшебной скалы, торчавшей из воды неподалеку от берега. Все знали, что на этой скале время от времени появляются всякие узоры, надписи, рисунки… Но такие вещи происходили довольно редко. Поэтому те, кому случалось увидеть что-то нарисованное на волшебной скале, считали, что им очень повезло.

И вот крокодильчики вдруг увидели, как на волшебной скале появились числа и какие-то непонятные слова. Братья остановились в воде и стали ждать, что будет дальше.

Из воды вынырнула маленькая рыбка и, хихикнув, спросила:

– А вы хоть понимаете, что здесь написано и о чем?

И, плеснув хвостом, тут же нырнула в глубину.

– Подумаешь! – молвил один крокодильчик. – Маленькая выпендривающаяся рыбка! А мы ясно видим: здесь написан математический пример. Простой и понятный. Семь минус два равняется пять. Мы это понимаем.

– Но вот слова около примера написаны какие-то непонятные, – возразил его брат. – Ты же видишь, тут написано: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”. Что это за слова?

Из-под воды вынырнула рыбка покрупнее и объяснила:

– Это особые тайные слова, которые придумали математики в далекой древности, чтобы никто не мог понять, о чем они говорят.

– Вот это да! – в один голос воскликнули братья. Они хотели спросить, что эти тайные слова означают. Но не успели.

Рыбка махнула хвостом и нырнула в воду, уплыла в глубину.

– Подумаешь! – молвил один из крокодильчиков. – Рыбка покрупнее, а тоже выпендривается! Подумаешь! Будто бы мы не можем разобраться в этом тайном математическом языке! Да запросто разберемся!

– Конечно! – согласился его брат. – Вот смотри: там на скале еще стрелочки нарисованы – от каждого слова к каждому числу. Значит, получается, это тайные математические названия для этих чисел. Да?

– Гениально! – услышали они сзади. Это прилетела чайка и неслышно опустилась на воду позади крокодильчиков, пока они разглядывали волшебную скалу и беседовали с рыбками.

– Ага! – обрадовались моральной поддержке крокодильчики. – Итак, у нас тут пример “семь минус два равняется пять”. И математические названия чисел здесь такие: семь – это уменьшаемое, два – это вычитаемое, а пять – это разность.

– Отгадка найдена! – заорала чайка и захлопала крыльями.

– Но поняли ли вы общую идею? – спросила их весьма крупная рыбка, внезапно вынырнув из глубины воды. Она лукаво посмотрела на крокодильчиков, подмигнула им и нырнула обратно в глубину.

– Мы поняли общую идею! – ответил уже уплывшей рыбке один крокодильчик. – В примерах на вычитание так вообще принято называть числа. Ведь первое число мы уменьшаем, вот его и назвали уменьшаемым…

– Да! – подхватил его брат. – А второе число мы вычитаем из первого, вот поэтому второе число и называется вычитаемым…

– А почему третье число называют разностью? – перебила его чайка. Она вообще была не шибко вежливая и постоянно всех перебивала во время разговора.

Задумались крокодильчики. А потом хором закричали:

– Так ведь последнее число в примере на вычитание, то есть ответ, как раз и показывает, на сколько различаются первое число и второе число! Вот поэтому и разность, что оно показывает различие между уменьшаемым и вычитаемым!

– Э-э-э… Что-то я не поняла… – медленно пробормотала чайка. – Э-э-э… То есть поняла, но не совсем поняла…

– Ну смотри, – стал ей объяснять один из крокодильчиков. – Представь, что есть две группы чаек – каждая группа на своем отдельном камне, который торчит из воды. На одном камне семь чаек, а на другом камне всего две чайки. Представила? Хорошо. На сколько число чаек на первом камне больше, чем число чаек на втором камне?

– Ну ясно, – кивнула чайка. – Надо из семи вычесть два. Получится пять. И это как раз и будет различие между группами! На пять чаек! Ага!!! До меня дошло! Вычитание как раз и показывает разность между двумя числами. Показывает, на сколько они отличаются друг от друга.

– Ура! Мы все поняли! Мы разгадали тайный математический язык! – обрадовано закричали крокодильчики.

Тут из-под воды не спеша вынырнула ну очень крупная рыбка. Она помолчала, глядя на крокодильчиков и на чайку, а потом произнесла:

– Вообще-то это лишь крошечная часть необъятного, огромного, древнего и тайного математического языка.

– Ну… э-э-э… – немного смутились крокодильчики. – А мы потом его еще изучать будем… Постепенно.

– Да! Да! – заорала чайка, сильно хлопая крыльями. Она вообще любила пошуметь – по любому поводу и безо всякого повода.

Затем чайка поднялась в воздух и улетела.

– Всем теперь разболтает, – задумчиво молвила рыбка. – И это уже перестанет быть тайной. Все теперь будут знать названия чисел при вычитании. Может, даже дойдет до того, что детям в школе это будут рассказывать… А ведь тысячи лет это было секретом…

– Ну, стало быть, время пришло широко распространять данную информацию, – ответил ей один из крокодильчиков, вспомнив, что в подобных ситуациях говорил его папа. – Будут все теперь потихоньку изучать древний математический язык…

– Да, похоже, такова судьба… – мудро и степенно отвечала очень крупная рыбка. И, кивнув на прощание братьям, не спеша нырнула в глубину, слегка плеснув по воде хвостом.

Надпись на волшебной скале стала на глазах таять, исчезать. И скоро ее не стало видно совсем.

Крокодильчики поплыли домой.

И конечно же, они рассказали и папе, и маме, и всем родственникам, соседям и знакомым, что в примерах на вычитание первое число всегда называют “уменьшаемое”, второе число всегда называют “вычитаемое”, а третье число, то есть результат, называют “разность”.

Уж распространять секретную в прошлом математическую тайную информацию – так распространять!