Девочка, привидения и мумия в лабиринте

Вы, конечно, помните историю про смелую девочку Шуру, не побоявшуюся глухой темной ночью в одиночку отправиться в заколдованный дом с привидениями. Теперь вы узнаете, что было дальше. Ведь ясно, что Шура, подружившись с привидениями и получив от них приглашение приходить в гости, захотела снова побывать там.

Однако она не торопилась. Прошло несколько дней после первого визита Шуры в дом с привидениями, во время которого она ловко разъяснила им суть переместительного закона сложения. И вот снова настала глухая темная ночь без Луны и без звезд на небе. И девочка решила снова погостить в заколдованном страшном доме.

Когда родители крепко уснули, она тихо выскользнула из своей избы и привычной дорогой направилась в сторону обиталища привидений. Небо было сплошь закрыто темными тучами. Дул резкий ветер, раскачивая деревья и заставляя их скрипеть стволами и шуметь листьями. Но Шура смело и уверенно пробиралась по тропинке через пустошь к старому заброшенному двухэтажному дому у леса.

Когда она подошла, на нижней ступеньке крыльца уже сидела большая серая крыса, держа в лапах ржавый ключ с длинной ржавой цепочкой.

– Ну, привет, – сказала крыса. – Бери ключ, коли пришла. Тебя они уже ждут. Там с мумией какие-то проблемы у них…

– Ой, – удивилась Шура. – Откуда там в доме мумия?

– Я не в курсе. Это не мои проблемы, – пожала плечами крыса и повертела усатой мордой. – Я живу под крыльцом и никаких мумий не знаю. Я слышала, что какая-то математическая мумия… Но я не разобрала, в чем дело…

Шура взяла ключ, поблагодарила крысу, угостила ее сухариком и стала открывать замок. Она предусмотрительно прихватила с собой пузырек с машинным маслом – и теперь слегка капнула в замок из него. После этого, конечно, он открылся гораздо легче, чем в прошлый раз. Шура аккуратно вынула замок из скоб и положила на крыльцо.

А затем, открыв дверь, зашла в темный дом.

– Уа-у! А-а-а! О-о-о! У-у-у! – раздалось со всех сторон, как только она прошла сени и вошла в комнату. А потом раздался хохот: – Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Появился бледноватый свет, и девочка смогла увидеть толпу привидений, которые приветствовали ее, весело улыбаясь и летая туда и сюда по комнате.

Наконец они все успокоились. И громадное желтое привидение сказало басом:

– У нас проблемы с мумией. Она живет в лабиринте, который располагается под нашим домом и дальше в разные стороны. Он глубоко под землей. И мумия там живет, ходит там, бродит…

– Это ведь ужасно! – воскликнула Шура. – Ей же там, наверное, очень скучно одной! Неужели она никогда не вылезает из своего лабиринта?! Ну хоть ненадолго погулять?

– Да что ты, девочка! – охнуло темно-зеленое привидение. – О чем ты говоришь?! Ты себе только представь: гуляющая мумия! Все жители из окрестных деревень разбегутся! Да и вообще лабиринт заколдован. Она оттуда не может выйти. Но мы к ней иногда летаем. Рассказываем ей новости, общаемся, играем с ней во что-нибудь…

– Какой кошмар! – вздохнула девочка. – Бедная одинокая мумия в подземелье…

– Да, она ужасно выглядит, – подтвердило фиолетовое привидение. – Почти такая же страшная, как мы.

– Так в чем проблема? – спросила Шура. – Мумии надоело сидеть в подземелье одной? Она хочет выйти оттуда? Или проблема в чем-то другом?

– Она не хочет изучать математику, – объяснило красное привидение и хмыкнуло. – Ха! Она отказывается категорически! Мы тут стали ей рассказывать на днях о переместительном законе сложения, про который ты нам все так здорово втолковала в прошлый свой приход. А мумия зубы скалит, уши руками закрывает, рычит – не хочет про это знать ничего! Представляешь?! Мы и так и сяк ее уговаривали… Но она утверждает, что ненавидит математику уже восемь веков и не намерена что-либо менять в этом своем отношении.

– Вообще-то совершенно непонятно, как это можно не любить математику… – начала вслух размышлять девочка. – Ведь математика – такая интересная, такая загадочная, такая красивая и волшебная…

– Вот и втолкуй это мумии, хи-хи, – хихикнуло маленькое зелененькое привидение, делая круг над полом.

А лимонно-желтое привидение рванулось со своего места, полетало кругами по комнате и заорало вдруг:

– У-у-у! Я дикое и страшное!

– Ой! – сказала Шура, вздрагивая от неожиданности. – Я просто чуть в обморок не упала от страха! Ты меня так напугало, что просто мороз по коже!

– Да, да, – загудели все привидения вокруг. – Мы вселяем в сердца людей ужас.

– Так что с мумией? – напомнила девочка. – В чем причина ее ненависти к математике? Как вы думаете? А? Может, ее какой-нибудь злой-презлой чародей заколдовал так, чтобы она ненавидела числа? Или ее кто-то однажды сильно-сильно напугал математикой? Или же просто ей никто пока еще не сумел показать, какая математика веселая и прекрасная? Что скажете?

Привидения задумались. Они принялись кружить по комнате, хлопая глазами и слегка меняя формы и цвета, пролетая друг сквозь друга и тихонько завывая заунывными голосами.

– Значит так, – молвила Шура после некоторой паузы. – Мы должны помочь мумии полюбить математику. Надо немедленно всем вместе отправиться к ней в лабиринт и там во всем разобраться. Я уверена, что мы справимся с этой задачей. Вы такие страшно умные и страшно дикие, что сумеете воодушевить мумию, расколдовать ее и все ей объяснить.

– Да, да, мы такие! – довольными голосами ответили привидения, продолжая летать и кружиться. – В нас есть кошмарная сила знаний! Все тайны и ужасы сложения и вычитания – это ничто по сравнению с нашей собственной таинственностью и ужасностью!

– А как мне пройти в этот лабиринт? – спросила девочка.

– Через люк в полу, – ответило синее привидение и подлетело к шкафу, показывая место. – Вот здесь. Открывай крышку – и лезь туда. Там лестница. Длинная-длинная. А когда она кончится, там найдешь другую лестницу, уже до самого лабиринта.

– А мы полетим вперед, – добавило большое желтое привидение басом. – Надо предупредить мумию, чтобы она на тебя не набросилась в темноте сразу. Хотя обычно она довольно-таки мирная и вежливая… Но на всякий случай мы ее предупредим.

Шура подошла к шкафу и увидела в полу квадрат крышки люка, расположенной вровень с досками пола. Она взялась за утопленное в ложбинке металлическое кольцо и подняла эту крышку, пронзительно скрипнувшую на ржавых петлях. Девочка подумала и смазала их из масленки несколькими каплями машинного масла – чтобы больше не скрипели так отвратительно.

И стала спускаться в темноту по еле различимым деревянным ступенькам.

Идти вниз нужно было очень осторожно. Хотя доски хорошо сохранились и не проламывались под ногами, они были склизкие и скользкие. И каждую следующую ступеньку нужно было находить ногой в почти полной темноте. Также было совершенно не ясно, как глубоко уходит лестница, что расположено вокруг и что будет внизу.

Мимо неспешно пролетали привидения, направляющиеся в лабиринт. Похоже было, что они решили отправиться туда всей компанией.

Ступенька за ступенькой, ступенька за ступенькой… Наконец, пройдя их не менее полусотни, Шура ступила ногами на неровный каменный пол.

Рядом, трепыхаясь и покачиваясь в воздухе, повисло небольшое бледно-розовое привидение, слегка светящееся в темноте.

– Пройди осторожно вон в тот угол этой подземной комнаты. И там ты найдешь другую лестницу, каменную, во много пролетов. Она ведет в лабиринт с мумией. Посмотри, куда я полечу, – сказало привидение и полетело через небольшой подземный зал, а затем нырнуло куда-то вниз, ухнув и засмеявшись.

Девочка пересекла комнату и легко нашла спуск с каменными ступенями. Они были большие, широкие и не очень ровные. Но зато не скользкие. Идти в целом было вполне удобно. Тем более что можно было придерживаться рукой за стенку.

Шура осторожно спускалась по лестнице, которая шла пролетами по десять ступенек. На маленьких площадках скоро стали появляться крошечные зеленоватые фонарики, дающие скудный призрачный свет. Но так, конечно, было идти уже гораздо удобнее, это была уже не абсолютная темнота.

Наконец девочка очутилась в маленьком квадратном зале, в одной из стен которого располагался проход в лабиринт. Здесь освещение сделалось поярче, везде висели разноцветные небольшие фонарики.

Шура не стала раздумывать долго и вошла в лабиринт.

Она прошла всего несколько шагов по узкому коридору, завернула за угол и сразу же увидела мумию.

Вся замотанная в белые бинты и с калошами на ногах, мумия стояла у стены, глядя большущими желто-зелеными глазищами и улыбаясь вполне дружественно. Ростом она была всего лишь немного выше Шуры. И производила вполне культурное впечатление, а не ужасное.

– Привет, – сказала девочка, останавливаясь и тоже улыбаясь.

– Привет, – ответила мумия. – Привидения сказали, что ты можешь мне помочь перестать ненавидеть математику. Я бы очень хотела перестать ее ненавидеть. Но это невозможно, думаю.

– А давай погуляем по твоему лабиринту, поговорим, познакомимся немножко… – предложила Шура. – А то так сразу про математику говорить – это как-то странно…

– Я с удовольствием покажу тебе мой лабиринт, – оживилась мумия. – Тут очень мило, по-моему. Везде светло и красиво. Видишь, фонарики разноцветные, стены в узорах…

Они двинулись по проходу, который время от времени поворачивал. Потом стали попадаться и развилки, и боковые ходы, и комнаты с множеством входов и выходов… И везде, действительно, было достаточно светло, симпатично и даже в каком-то смысле уютно. Разве что под ногами местами попадались неглубокие лужицы или грязь.

– Я поэтому в калошах и хожу, – объяснила мумия, шлепая по воде. – Не шибко красивая обувь, но зато удобная. И ногам всегда сухо.

Они разговорились, гуляя по подземным коридорам.

Шура рассказывала про свою деревню, про свой дом, про своих друзей, про леса вокруг…

А мумия рассказывала о своем детстве восемьсот лет назад, когда она была принцессой в огромном замке, стоявшем в этих местах. Тогда у нее были слуги, карета и куча красивых нарядов. А потом произошел дворцовый переворот, всю ее семью убили, а сама она убежала в этот заколдованный лабиринт, куда заговорщики побоялись за ней последовать. И здесь она и осталась, постепенно сделавшись мумией.

– А как тебя звали, когда ты была принцессой? – поинтересовалась Шура.

– Я уже и не помню, – смущенно ответила мумия. – Это было так давно, что я уже почти все забыла про те времена. Это как сон. Много веков я брожу тут. Вместо давно изношенных платьев я теперь обматываюсь бинтами, которых много на складе. Очень удобно и практично.

– А чем же ты здесь занимаешься целыми днями? Вернее сказать, чем же ты занимаешься здесь целыми веками? – спросила Шура.

– Брожу. Играю с привидениями, разговариваю с ними. Книжки читаю. Тут огромная библиотека. Разглядываю узоры на камне, из которого сделаны пол, стены и потолки в лабиринте. Шлепаю ногами по лужам. Любуюсь на разноцветные фонарики… – отвечала мумия, вздохнув.

– Ну вот, займись еще и математикой, – предложила Шура. – Это тебя развлечет. Будет у тебя еще одно занятие.

– Я ее ненавижу! – зарычала мумия. – Я ненавижу математику!

И она затопала ногами по полу. Эхо гулко разносило звук по лабиринту.

– Это потому, что у тебя нет имени, – авторитетным тоном заявила Шура. – А кроме того, тебе нужен верный метод изучения математики. Я знаю один такой колдовской способ… Но для начала необходимо придумать тебе имя. Я предлагаю, чтобы тебя теперь звали Софья. Это имя в переводе с древнегреческого означает “мудрая”. А сокращенно – Соня. Как тебе? Нравится?

– Мудрая и сонная мумия в заколдованном древнем подземном лабиринте… – задумчиво и слегка нараспев произнесла мумия. – А что! Неплохо! Мне нравится это имя. Так теперь и буду себя называть. Софья. Ну или Соня…

Мимо с уханьем пролетело несколько привидений разных цветов. Похоже, они играли в догонялки.

– А метод изучения математики я тебе предлагаю простой, но волшебный, – проводив привидений взглядом, сказала Шура.– Суть в том, чтобы научиться понимать номера страниц в книгах. Ведь ты любишь читать?

– Люблю, – ответила Соня.

– Ну вот, – продолжала Шура. – В книгах страницы пронумерованы. Научись разбирать эти числа. И тогда ты полюбишь математику. Ведь математика в основном состоит из чисел. А числа – очень милые и симпатичные. Они чем-то похожи на привидений…

– Чего? – удивилась мумия.

– Ну… это я так, образно сказала… – улыбнулась смелая девочка, ободряюще похлопывая новую подружку по плечу. – Ты знаешь числа?

– Конечно. То есть немножко. Я умею считать до десяти, – ответила Соня. – Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

– Очень хорошо, – похвалила ее Шура. – Есть, как ты видишь, десять цифр: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и ноль. Цифра – это значок. Если цифра одна, то она обозначает такое же число. А если цифр две, три или больше, то все немножко сложнее…

– Да, я обратила внимание, что в книгах номера страниц обычно состоят из двух или из трех цифр, – кивнула мумия.

– Если после цифры идет нолик, то это уже другое число, – продолжала объяснять Шура. И стала перечислять:

– Первое такое число – десять. Единица с нулем.

– А если два и нолик, то это будет двадцать.

– Три и нолик – это тридцать.

– Четыре и нолик – это сорок.

– Пять и нолик – пятьдесят.

– Шесть и нолик – шестьдесят.

– Семь и нолик – это семьдесят.

– А восемь и нолик – это восемьдесят.

– Девять с ноликом – это девяносто.

– Ага! – сказала Софья. – И если я вижу в книжке число из девятки и четверки после нее, то это страница девяносто четыре.

– Абсолютно верно! Молодец! – хлопнула ее по плечу Шура. – Именно так! Взяли число девяносто и в нем вместо нолика написали четверку. И получилось девяносто четыре. А если у нас, к примеру, три и потом шесть, то это страница номер тридцать шесть. Потому что это как бы в числе тридцать нолик заменили цифрой шесть. И получилось тридцать шесть.

– Да, я все поняла. Скажем, пять и после этого семь – это пятьдесят семь. Все ясно. Давай дальше рассказывай, – довольным голосом попросила мумия.

Мимо снова пронеслась целая куча разноцветных привидений различных размеров. Они орали, хохотали и дико выли.

Когда привидения улетели и шум стих, Шура продолжила рассказ:

– Ну вот. А если у нас цифра и два нуля после нее, то названия уже другие. Понимаешь?

– Ясное дело, – кивнула мумия Соня.

Шура сделала паузу, а затем стала перечислять:

– Единица и два нуля – это число сто.

– Двойка и два нуля – это число двести.

– Тройка и два нуля - это триста.

– Четыре и два нуля – это четыреста.

– Пятерка и два нуля – пятьсот.

– Шесть и два нуля – это будет шестьсот.

– Семь и два нуля – семьсот.

– Восемь и два нуля – восемьсот.

– Девять и два нуля – это девятьсот.

– Понятно… – произнесла Соня задумчиво. – Если я вижу число из трех цифр, первая из которых семь, вторая четыре, а последняя один, то это будет страница семьсот сорок один. Да?

– Конечно! - обрадовалась Шура. – Ты все сразу поняла!

– Давай какую-нибудь книгу возьмем, – предложила мумия. – И по ней попробуем.

Они прошли несколько поворотов и очутились в просторном зале с книгами, которые стояли на длинных-длинных полках вдоль стен и рядами по всему помещению.

Соня взяла наугад первую попавшуюся книгу, открыла ее в первом попавшемся месте и посмотрела на номер страницы.

– Вот здесь сначала четыре, затем девять, а в конце два, – сказала она. – Значит, это страница номер четыреста девяносто два. Так?

– Так, – подтвердила Шура.

Мумия открыла эту же книгу в другом месте и озадаченно уставилась на номер страницы. Там была сначала единица, потом шел ноль, а в конце стояла девятка.

– Это число сто девять, – пояснила Шура. – Вторая цифра – ноль. Значит, мы называем только первую и последнюю цифры. Ноль не называем. Он ноль и есть. Чего его называть? Незачем.

– Теперь понятно, – сказала мумия. – Да, похоже, я уже перестала ненавидеть математику. Это действительно волшебный метод. Теперь буду тренироваться на книгах.

– Ну вот видишь! – воскликнула Шура. – Математику вполне можно полюбить! Хотя бы ради того, чтобы уметь понимать номера страниц в книжках!

И они обе весело засмеялись.

А потом пошли просто гулять по лабиринту, держась за руки и болтая о самых разных вещах. Мимо них то и дело пролетали привидения, занятые своими играми. Вокруг везде горели разноцветные огоньки. И казалось, что они находятся не глубоко под землей, а в таинственном волшебном замке на какой-нибудь другой планете…

Наконец Шура собралась домой. Мумия отвела ее к выходу из лабиринта и подарила ярко-зеленый волшебный фонарик, чтобы легче было шагать вверх по длинной лестнице. Но предупредила, что этот фонарик необходимо оставить в подполе дома с привидениями.

Они попрощались.

И вдруг Шура сообразила, что надо тоже что-нибудь подарить мумии Соне. И вспомнила, что у нее в кармане лежит коробка цветных мелков. Она достала мелки и протянула новой подружке со словами:

– Бери и рисуй ими. На стенках и на полу, а если достанешь, то и на потолке. Если тебе понравится, я потом еще принесу.

– Ой, спасибо! – очень обрадовалась мумия. Она открыла коробку, достала желтый мелок и написала на стене три цифры: восемь, пять, девять. И сказала: – Вот, например, число восемьсот пятьдесят девять. Ну, это я просто так написала. Числа ведь тоже интересно рисовать. Особенно разноцветные. Спасибо тебе!

И Шура начала подниматься по длинной-длинной каменной лестнице, освещая себе дорогу ярко-зеленым волшебным фонариком, который держала в руке. Конечно, так шагать по ступенькам было значительно удобнее, чем в темноте.

Вот она дошла до каменного зала, из которого длинная деревянная лестница вела в подпол дома с привидениями. Девочка стала осторожно подниматься по скользким ступенькам. Но теперь это было уже не так трудно, поскольку фонарик освещал ей путь.

Добравшись до верхней ступеньки, Шура оставила на ней волшебный фонарик, выбралась из люка и закрыла за собой крышку.

По комнате болталось одинокое оранжевое привидение. Оно подмигнуло девочке и спросило:

– А наши решили еще там поиграть?

– Да. А ты почему здесь? – удивилась Шура.

– Ну, у меня сегодня такое настроение… Хочу поболтаться в одиночестве, посмотреть на разные штуки у нас в доме… – неопределенно ответило привидение.

– А что за штуки? – сразу заинтересовалась девочка.

– Иди домой. Как-нибудь в другой раз устроим тебе экскурсию по нашему заколдованному дому, – ответило привидение и улетело куда-то на второй этаж.

“И правда, пойду домой, – подумала Шура. – Уже скоро утро. Загулялась я там что-то в лабиринте с мумией… Как бы мама и папа не обнаружили, что меня нет дома. Разволнуются еще…”

Она вышла на крыльцо, закрыла дверь на замок, отдала ключ крысе под крыльцом и быстро зашагала в сторону деревни.

Придя домой и устроившись у себя в постели под одеялом, Шура вспомнила привидений, мумию, лабиринт – и подумала: “Как здорово, что я сегодня туда сходила!”

И сладко уснула.