Режим занятий

rezhim-zanyatiy-1

Как построить организационно обучение детей дома основам физики? Имеет ли смысл делать это в форме именно уроков? Или лучше просто комментировать различные физические явления, которые мы наблюдаем по ходу жизни, да отвечать на вопросы ребенка, когда он их задает?

Мой личный опыт – это в основном ответы на вопросы моих детей и разъяснения по ходу дела. Причем чаще всего это были очень короткие рассказы.

В дошкольном возрасте ребенок быстро устает от серьезной логической информации. Поэтому за 10-15 минут надо суметь что-то определенное изложить. И если делать это регулярно, год за годом, то постепенно получится рассказать очень даже много про различные явления природы и про ее законы, про устройство разных технических устройств и космических объектов…

Сейчас я начал учить по скайпу внука (ему 6 лет) физике и математике – по 30-40 минут раз в неделю, с картинками и всякими заранее сделанными пособиями. То есть это уже формат именно уроков.

Но эффективность получается намного ниже, чем когда я учил своих детей всем тем же вещам в непосредственном общении по ходу всех обычных дел и обстоятельств. И в целом объем информации, которую можно так изложить, получается весьма небольшой.

Конечно, кое-что удается донести, как-то заинтересовать, что-то проработать и в формате урока… Но его ведь еще надо готовить, надо специально выделять на него время…

А спонтанные рассказы о физике и технике по ходу жизни – это вовсе не требовало от меня дополнительного времени на подготовку. Да и откуда узнаешь, что надо заранее готовить?

Во время урока ученика надо организовать, надо достаточно длительно удерживать его внимание, надо именно построить весь учебный процесс “от и до”. И чем младше ребенок, тем это сложнее, как правило.

А при спонтанных ответах и разъяснениях по ходу жизни внимание детей и так удерживается само – просто интересной для них ситуацией, просто их личной активной заинтересованностью. Такой миниурок идет не на энергии и старании взрослого, а на энергии естественной любознательности самого ребенка. И это огромное преимущество и существенное облегчение всего данного процесса!

Вот на улице полил дождь. Мы стоим в доме у окна и наблюдаем это величественное явление природы. Оно завораживает. Вода потоками льется с неба. Темные тучи ползут, подгоняемые ветром. Дождевые капельки стекают по оконному стеклу. Но почему-то они все стекают не прямо вниз, а наискосок… Почему?

Вот и тема для крошечного урока физики. Да еще такой важный и вообще фундаментальный момент – векторное сложение скоростей. Можно взять листок бумаги и нарисовать на нем вектор скорости собственного падения капельки дождя вертикально вниз (под действием силы тяжести) и вектор скорости ветра, направленный горизонтально вбок. И показать, как сложились эти два вектора, в итоге превратившись в один косо направленный вектор. И тут же сравнить картинку на бумаге и узор капель на оконном стекле.

Здесь еще работает то, что физику лучше всего объяснять с показом опытов. Но далеко не всегда дома так уж просто поставить подходящие опыты. На это требуется и некоторое оборудование, и время на подготовку, и тщательное аккуратное выполнение… А если мы наблюдаем тот же опыт прямо в природе или в техническом устройстве, то все значительно легче и веселее, и вообще более естественно.

Существует некий стереотип по поводу учебы: будто бы обучение должно происходить именно в формате уроков. Но на самом деле сие вовсе не обязательно. Просто ну как еще в школе построишь работу с классом? Да и вариант репетитора, который получает плату за конкретное время занятий, тоже не очень понятно, как организовать по-другому.

Но если преподает родитель дома – тогда есть и возможности совсем других форматов обучения.

Конечно, если подготовить занятие специально, если показать детишкам интересные физические опыты – то это прекрасно!

Но если у вас таких возможностей нет, то ничего страшного. Иногда так даже еще и лучше получается – без подготовки, с рисунками на мятой бумаге, где-нибудь в пригородной электричке или в лесу…

Обратите внимание: многие физические явления вокруг нас повторяются довольно часто. И можно сначала вместе с ребенком их просто понаблюдать, просто им поудивляться, просто поставить вопросы типа “почему?” и просто поразмышлять… Затем, если есть необходимость, вы можете прочитать про данное явление в учебнике по физике или еще где-то.

А уже потом можно и ребенку разъяснить, как там и почему так все получается. Если это удобнее сделать отдельно (просто вспомнив, что мы видели), то проведите небольшой отдельный урок. А может, интереснее будет дождаться новой встречи с тем же физическим явлением – и объяснить про него прямо вживую, параллельно с наблюдением.

Разумеется, если вы готовы сразу же и спонтанно объяснять детишкам про физику и технику, то это самое лучшее. И для этого вовсе не нужно быть специалистом-профессионалом, а достаточно вдумчиво прочитать учебники с 7 по 11 класс. Причем в основном все формулы и сложности можно пропустить, а разобраться лишь в физических механизмах явлений.

Если вам мало учебника, то легко найти всякие популярные книжки в библиотеке или достаточно понятные материалы в Интернете.

Однако все мы знаем: некоторые физические процессы понять и объяснить довольно легко, даже на уровне маленького ребенка; а некоторые процессы или технические устройства слишком сложны, их значительно труднее понять или объяснить.

Действительно, на вопрос “Почему по утрам на траве бывает роса?” ответить гораздо проще, чем на вопрос “Как устроен компьютер?” или на вопрос “Почему при высоких скоростях время замедляется?”

Ну да, если вопрос слишком трудный, то уж приходится как-то выкручиваться… Я иногда так честно и говорил своим детям, что сам толком не понимаю данного физического механизма. Или говорил, что не могу объяснить данную тему простыми словами.

Можно ведь и книжку какую-нибудь хорошую на данную тему вместе с ребенком почитать и картинки в ней рассмотреть – и вместе во всем разобраться.

На самом деле, даже те взрослые, которые не очень хорошо знают физику и технику, все же знают не так уж мало про разные такие штуки. И кое-что детишкам все же почти всегда объяснить могут, хотя бы на самом упрощенном языке. И это уже очень неплохо!

Мне кажется, что главное – это в целом поддерживать естественный интерес детей к устройству мира вокруг нас. Нет задачи рассказать ребенку очень много. Да и у каждого ведь свои индивидуальные интересы… Донести хотя бы какие-то базовые сведения, какой-то общий культурный уровень – этого и достаточно, наверное. А уж если ребенок проявляет активную заинтересованность в физике и в технике, тогда надо отнестись к данному направлению занятий более серьезно.

И вот еще всегда вопрос: до какой степени и насколько часто нужно именно объяснять что-то детям – вместо простого, радостного и удивленного созерцания без слов? Может, глядя на дождик за окном, и не надо думать про векторы скоростей и про их сложение, а надо просто смотреть на падающие капельки? Я решал этот вопрос чисто интуитивно, каждый раз по ситуации.

Словом, перед вами широкий диапазон форм занятий дома: от тщательно подготовленных уроков до чисто спонтанных рассказов, объяснений, диалогов. Мне ближе спонтанность и непосредственная связка с тем, что мы сейчас наблюдаем в природе, в технике или в быту. Но вы, возможно, устроены совсем иначе, и вам будет удобнее занятия заранее готовить.

И не забудьте очень-очень важный момент: надо не только что-то объяснять детишкам, не только что-то рассказывать, но и ставить перед ними вопросы! Хотя бы небольшие, хотя бы с почти очевидным ответом, хотя бы с подготовленной вами позицией для размышлений. Пусть учатся думать сами! Пусть почувствуют себя исследователями природы!