Обратная интересность

obratnaya-interesnost

Если вы задумаетесь о том, как устроено изучение физики в масштабе школьного курса, то увидите: все начинается с довольно скучных тем и разделов, а до самого интересного и увлекательного дело доходит лишь ближе к концу школы. Да и вообще: последовательность знакомства с основами физической науки как бы “вывернута наизнанку” по отношению к естественному интересу ребенка или подростка.

Это я пишу вовсе не для того, чтобы кинуть камень в огород составителей школьной программы и разработчиков учебников. Они действуют логично и в соответствии с тем, как реально устроена наука физика, как за сотни лет выработана последовательность ее преподавания школьникам и студентам. Если ваш ребенок интересуется физикой и готов продираться сквозь все трудности начальных и последующих уровней – то все прекрасно и все работает идеально.

Однако, как мы понимаем и видим, далеко не все школьники так уж увлечены изучением физики. И для них последовательность школьного курса – это просто что-то дикое и противоестественное! Возможно, я немного утрирую… Но сие есть факт: большинство школьников крайне плохо осваивают даже самые простые вещи из физики средних и старших классов.

Я уж не говорю о детишках, которых родители и педагоги стараются научить некоторым основам физики еще до начала ее серьезного изучения в 7 классе. Для дошкольников, младших школьников и учеников 5-6 классов требуется совершенно иная система и совершенно иная последовательность изучения разделов физики и всех конкретных тем и нюансов.

По-моему, для начала важно это просто четко осознать.

С одной стороны, тот, кто преподает физику детям, должен знать школьный курс достаточно хорошо, в классической профессиональной схеме (то есть примерно в соответствии с последовательностью и логикой всех стандартных учебников).

С другой стороны, необходимо радикально перестраивать всю эту структуру – под задачи обучения детей именно на начальном уровне, под восприятие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

А детям интересно то, что им интересно!

Не вяло ползущий по наклонной плоскости кирпич, на который действуют разные силы и который реагирует на них в соответствии со вторым законом Ньютона. И не груз, подвешенный на натянутых под различными углами тросах. И не свинцовый шар, со всего разгона стукнувшийся в шар из воска такой же массы…

Детишкам интересно про лазеры, про космические ракеты, про подводные лодки, про дирижабли, про радугу, про ядерный реактор, про горение и взрывы звезд, про черные дыры и галактики… Детям вообще очень много чего интересно. Но именно про явления природы и про технические изобретения, про “устройство” всего, что они видят вокруг себя и о чем читают в книгах…

Ясное дело, что это не такая простая задача – “вывернуть еще раз наизнанку” преподавание физики (от обычной школьной последовательности к формату естественного интереса детей). Да при этом еще и сохранить суть основ физики как науки о природе, ее общую идеологию и логическую связность. Но это именно то направление педагогического поиска, которое перед нами.

Принцип “обратной интересности” дает четкое понимание того, что и как нам нужно вообще искать в обучении основам физики детей и даже подростков. И это почти буквально: можно начать с тем 11 класса и постепенно идти в сторону более ранних классов по стандартной программе.

Конечно, я опять немного утрирую. Реально структура материала и последовательность тем будет формироваться за счет многих факторов. Но все же, по-моему, важно держать в голове данную идею: лучше начинать рассказывать детишкам о физике с наиболее интересных (а значит, и наиболее сложных разделов). Парадокс! Но это так.

Когда я вел со своими маленькими детьми всякие разговоры о том, как устроены машины и планеты, электрический ток и наше цветовое зрение, парашют и вакуум… – то я интуитивно следовал именно естественному ходу интереса моих детей. Фактически, я просто отвечал на их разные вопросы.

Затем я учил своих детей дома физике (начиная с 7 класса). И делал это уже просто по стандартной школьной программе, просто по учебникам, которые мы получали в школе. С физикой у нас проблем никаких не было. Но и увлечь своих детей этой наукой я не сумел.

И только сейчас, уже попробовав рассказывать своему шестилетнему внуку о некоторых физических принципах и явлениях, я вдруг очень четко это осознал: если я хочу, чтобы ребенку было интересно что-то слушать и узнавать про физику и технику, то надо опереться на принцип “обратной интересности”, надо идти как бы наоборот в последовательности изучения основ физики (по сравнению с классической схемой изучения этой науки). Надо начинать с реальных явлений жизни – рассматривая их под углом законов физики, которые там работают.

И теперь я вдруг увидел, что школьный курс начинается со всяких самых скучных вещей, с элементарной базы, без которой вроде бы и никак, но которая вряд ли способна воодушевить хоть кого-нибудь. Да и далее программа по физике так и идет… А ведь так хочется начать с самого-самого интересного!

Однако, при определенном старании, можно и довольно банальные темы из курса физики преподавать как-то поинтереснее, поживее, повеселее. Но сие уже другой разговор, другой методический вопрос. А здесь я хотел выделить именно стратегическую идею: выбирайте последовательность тем для изучения физики не по структуре школьной программы, а наоборот.