Эти смешные оценки

eti_smeshnie_ocenki

Я уверен, что уход от оценок – одна из главных стратегических тенденций во всей сфере школьной педагогики. Через 100 лет, думаю, все эти наши мучения между “тройкой” и “четверкой” или между “четверкой” и “пятеркой” будут казаться чем-то дико архаичным и странным.

Но пока, ясное дело, ситуация другая.

Вам не кажется, что в самой этой идее – “оценивать знания” – есть что-то извращенное? Ну да, наш социум так уж сейчас устроен, что без этих “баллов” никак. Но по сути-то – фигня.

Я с полным уважением отношусь к тому, что существует на данный момент, в нашей конкретной исторической реальности. Нам необходимо учитывать, что оценки – один из стандартов в образовании, один из показателей эффективности учебы и качества знаний. Но надо понимать: это не от хорошей жизни, а просто от отсутствия более совершенных механизмов. Пока. А дальше будет иначе.

Если мы понимаем сей стратегический момент, то можем более рационально помогать нашим детям. Мы разделяем: оценки как формальность и знания как сущность.

Да, в некоторой степени, лучшие школьные знания соответствуют и лучшим оценкам. Но не всегда. Мы должны видеть данный зазор.

Вокруг масса примеров этого. Многие успешные предприниматели или известные ученые учились в школе на плохие оценки. И немалое количество школьных отличников не сумели достичь высоких результатов в профессиональной деятельности.

Педагогика развивается. И от более формальных показателей постепенно переходит ко все более сущностным. Это общемировая тенденция. И ей нет альтернативы – если говорить о будущем.

Но уже сейчас мы можем смягчать для наших детей-школьников давление этого устаревающего, но все еще очень-очень сильного и жесткого “оценочного принципа”. Суть нашего подхода: не должно быть сверхзначимости оценок, не должно быть иллюзий, будто бы оценки являются самым главным.

Реальный социум диктует нам свои реальные условия. А будущее еще в тумане, они пока лишь предчувствуется. Да и то ведь существуют различные взгляды на будущее школьного образования… Не все со мной согласятся.

Помню, ко мне однажды обратились с вопросом по поводу семейного обучения: использую ли я в наших домашних уроках оценки. Я тогда очень удивился. А зачем? Мне и в голову такое не приходило.

Оценки – смешная штука. Если мы это понимаем, то жить и учиться делается легче.