Чем отличаются дети, с которыми родители занимаются много, от детей, с которыми родители занимаются мало

img_0003

Ответ даю сразу: на мой взгляд, нет никаких однозначных корреляций между тем, сколько времени родители занимаются с ребенком, и успехами этого ребенка – в учебе, в общем развитии, в спорте, во всем потоке жизни…

Почему так?

Развитие человека – очень многогранный процесс. Очень много факторов влияет на то, как растет и формируется личность. Да и вообще на все воля Божия.

Мне кажется, что ведущим фактором процесса развития человека (в любом возрасте) является личный внутренний выбор. Личные устремления, личные решения, личные конкретные шаги – это главное. А все внешние факторы – это все же не настолько определяющие воздействия.

Главное – индивидуальный путь раскрытия и реализации той искры Божией, что есть в каждом из нас.

Как педагог и как родитель я прилагал и прилагаю массу усилий, направленных на то, чтобы помогать детям, подросткам развиваться. Но мое впечатление таково, что данные усилия не так уж принципиально влияют на ситуацию индивидуального развития в каждом конкретном случае.

Это кажется парадоксом. Действительно, казалось бы, растущий человек реализует в разных внешних условиях разные жизненные траектории. Он, казалось бы, может вырасти с другими качествами характера, с другим уровнем интеллектуального или физического развития, с другими индивидуальными психологическими комплексами – в зависимости от усилий родителей и педагогов. Ну да, наверное…

Но что-то главное, по-моему, зависит только от самого человека. Возможность внутренней свободы воли присутствует всегда – при любых внешних условиях, при любой линии воспитания и обучения, при любых родителях и педагогах. Наши усилия лишь помогают ребенку развиваться, это лишь дополнение к его самостоятельным внутренним и внешним решениям.

Да, мы (родители и педагоги) приносим большую пользу, вкладывая свой труд, свою душу в воспитание детей. Наша забота – огромная сила. Однако все мы видим, что сам факт нашей заботы, наших усилий (иногда огромных) еще не гарантирует ничего. Абсолютно ничего.

На мой взгляд, мы можем только увеличить вероятность оптимистического хода процесса. Становится больше шансов на успех – в здоровье, в учебе, в дальнейшей социальной самореализации, в личной жизни, в психологической сфере… Но распоряжается всеми этими возможностями и шансами лишь сам растущий человек.

Мой опыт показывает, что всегда именно сам растущий человек – это тот, кто делает выбор. Еще раз подчеркиваю: вне зависимости от возраста.

И при малых шансах итоговые результаты могут быть хорошими. И при больших шансах человек может упустить их. Всякое бывает.

Я много раз задумывался о том, почему у одних детей есть внимательные родители и множество благоприятных условий для развития, а другие ребятишки растут в сложных семьях, в тяжелых условиях, с некомпетентными педагогами… Насколько различны внешние условия для растущей личности! И как тогда вообще можно сравнивать результаты?!

Пока что я не придумал никакого другого ответа, кроме как: это индивидуальная судьба. Каждый из нас реализует свой особенный путь в жизни – со своими трудностями, со своими спутниками, со своими личными талантами и способностями, со своими целями, со своими приключениями…

Да, это все хорошие штуки – закалять с первых дней жизни, развивать по продвинутым учебным пособиям и методикам, всесторонне физически развивать, осваивать с ребенком сразу несколько языков, посещать хорошие школы и развивающие центры, привлекать крутых педагогов… Это все здорово.

Но вспомните и тех, кто в самых, казалось бы, неблагоприятных обстоятельствах достигал выдающихся успехов. И вспомните тех, кто все профукал даже в благоприятной обстановке.

Я сам очень много времени проводил со своими детьми, я положил на их воспитание и обучение неимоверное количество сил – душевных и физических. Но я же не вырастил суперменов. Да ведь и не стремился. Все как у всех: сильные стороны, слабые стороны, удачи, неудачи…

Мне кажется, что здесь еще работает и структура индивидуальной судьбы родителя. Вот моя судьба была такой. Мне было интересно именно так жить. А у другого родителя другая судьба, он тратит время и силы на другое…

Для многих взрослых их личный путь на многие годы (а то и десятилетия) пролегает по дорогам и тропинкам детского мира. Это такой образ жизни – развиваться, играть, учиться, приключаться вместе с детьми и подростками (”своими” или “чужими”). Взрослый просто делается спутником ребенка.

Конечно, растущим личностям очень нужны родители, воспитатели, преподаватели, тренеры, наставники… Так что не жалейте сил. Это обязательно пойдет на пользу – если стараться действовать с душой, мудро, креативно, последовательно… Абсолютной уверенности в успехе нет никогда. Но ведь хотя бы немного увеличить шансы на успех – это тоже здорово!