Уход от равномерных ритмов

uhod_ot_ravnomernih_ritmov

Возможно, это кому-то покажется странным… Но лично мне кажется, что одна из ключевых тенденций во всем мире (в том числе и в педагогической сфере) – постепенный переход от доминирования жестких равномерных ритмов к существенно большей пропорции ритмов гибких и более естественных.

Я имею в виду и ритмы во времени, и ритмы в пространстве.

Сравните: ребенок лезет по традиционной шведской стенке или же забирается на дерево. Есть разница?

В первом случае расстояние между ступеньками одинаковое. Именно так устроены сейчас почти все детские лесенки. А вот расстояния между ветками на дереве всегда разные!

Да, общий навык лазания вырабатывается в обоих случаях. Да, физическое развитие происходит и на шведской стенке, и на дереве. Но где все же лучше?

Интуитивно ясно, что карабкаться по веткам в целом несколько сложнее. Они все немного разные, за них нужно по-разному хвататься, между ними всегда немного различные расстояния, они бывают не строго горизонтальные… То есть развивающий эффект от лазания по дереву получается более сильный.

Но есть еще одна сторона: ритм расположения веток дерева несет некую гармонию… Глубины нашей души всегда стремятся к ней. И для детей это особенно важно.

Другой пример: вы можете почувствовать и реализовать естественный ритм в занятиях с ребенком (учебных, развивающих, бытовых…)? Вы задумываетесь об этом?

Интересно, начнут ли в обозримом будущем делать детские площадки на улице и домашние детские спортивные комплексы с опорой на принцип неравномерности? Неравномерные интервалы между ступеньками лесенок, неравномерные ячейки лазательных сеток, неравномерные углы между элементами конструкций…

Вообще-то, конечно, ритмы нужны человеку. Иногда нам комфортно и в очень равномерных ритмах. Скажем, шагать и шагать по дороге в одном темпе. Или пилить и пилить дрова вдвоем двуручной пилой…

Иногда достаточно лишь слегка уйти от абсолютно строгой и сухой равномерности – и уже ситуация делается более живой и радостной.

Наверное, трудно сейчас представить школу, где нет равномерного расписания занятий, где уроки и перемены чередуются как-то более свободно и гибко. Но кто знает, что будет через 50 лет?

Большинство нас, взрослых, склонны к избыточно равномерному построению своих действий – и во времени, и в пространстве. Понаблюдайте за этой тенденцией в себе. Поймите, что это просто такая привычка, а вовсе не то, что обязательно нужно нашим детям. Понимая это и понимая общую тенденцию эволюции нашего общества в сторону большей неравномерности, мы делаемся гибче, спокойнее и эффективнее.