Точный прогноз

izuchenie-matematiki-fiziki-himii

Очередной раз прочитав в Интернете большую и толковую статью о том, как быстро в современном мире меняются приоритеты, и о том, что старые представления об образовании буквально на глазах устаревают, я решил высказать давно наболевшие мысли – полностью противоположные этой идее всеобщего и тотального динамизма и непредсказуемости.

Ну да, наш мир меняется быстро, будущее сложно представить… Однако многое остается неизменным. В том числе и в правильном школьном образовании.

Вопрос “Чему и как учить школьников?” является, конечно, очень важным – особенно для родителей (поскольку школьные учителя в основном вынуждены просто следовать установленным государственным программам и регламентам).

Родители, которые учат своих детей дома сами, имеют широкий выбор путей и возможностей для регулирования учебного процесса, для творческих экспериментов, для индивидуального подбора программы своему ребенку… В то же время, конечно, тут есть и полная свобода для неудач, для хаоса, для фундаментальных стратегических ошибок… Свобода есть свобода. Домашнее образование – это потрясающее приключение с непредсказуемым эффектом.

Родители школьников, посещающих школу в обычном режиме, тоже имеют некоторые возможности для оптимизации учебы своих детей. Это и позиция родителя по всем конкретным текущим вопросам, и общая линия поддержки ребенка в его отношениях с учебой и со школой… От родителей также зависит выбор школы, приглашение репетиторов, посещение дополнительных занятий в кружках, студиях и секциях…

Вопрос “Какие знания и навыки будут нужны нашим детям в жизни и в работе, когда они вырастут?” волнует всех нас. И мы пытаемся смотреть вперед и делать некий прогноз развития общества, развития тех или иных профессий. Мы хотим угадать, что будет через 20, 30, 40… лет.

Ясно, что в большинстве случаев мы не угадаем. Некие тенденции можно предположить (на основании того, что мы видим сейчас), но путь и судьба каждого человека в огромном мире – это нечто абсолютно непредсказуемое.

В этой связи все больше и больше ругают сложившуюся, устаревшую, жесткую и глухо-консервативную систему массового школьного образования. А заодно с ней ругают и большинство педагогических стратегий и методов, принятых в традиционной школе. И уж конечно, все ругают школу за то, что он учит знаниям, оторванным от реальной жизни, от нужд практики.

Огромное количество уважаемых мною педагогов, психологов, родителей и других самых разных умных людей говорят: “Все школьные знания быстро устаревают. Заучивать информацию в наше время нет никакой нужды, ее легко и мгновенно можно добыть в Интернете. Все традиционные способы делать карьеру скоро исчезнут. Надо учить школьников совершенно другим вещам…”

И как бы с этим особо не поспоришь…

Но мне хочется высказать прямо противоположное мнение.

Я не буду говорить обо всем школьном образовании, так как не чувствую себя для этого достаточно компетентным. Я выскажу свои мысли только по поводу изучения в школе таких предметов, как математика, физика и химия. В этих сферах я вполне компетентен.

Мое искреннее убеждения состоит в том, что математика в той или иной степени нужна абсолютно всем. Это развитие нашего логического, системного мышления. Это вовсе не “запоминание формул и правил, которые и так есть в калькуляторе”, а именно тренировка ума – причем методами, которые оттачивались веками и тысячелетиями. Это древняя и в то же время современная традиция интеллектуального тренинга – мощная, устойчивая и ясная.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок умел логично думать? Как вы считаете, пригодится ли ему в жизни развитый интеллект? Будут ли в обществе через 20, 30, 40… лет востребованы такие качества, как системное мышление, умение анализировать и делать выводы, умения ясно излагать свои мысли?

Неторопливый, последовательный, выверенный курс школьной математики – это идеальное средство для тренировки ума. Причем вне зависимости от того, нравится ли ребенку (подростку) математика или нет. И вне зависимости от того, будет ли он потом в работе использовать математические знания. Главное – тренинг логического мышления, год за годом, в единой четкой системе. И это нужно абсолютно всем. И всегда будет нужно – и через 20 лет, и через 50 лет, и через 100 лет…

Другое дело, что преподавание математики в школе происходит далеко не всегда разумно и эффективно. Но это уже вопрос конкретных методов преподавания, конкретной организации учебного процесса, а не вопрос того, чему нужно учить. Чему нужно учить – это в математике полностью ясно.

Разумеется, педагоги и родители вполне могут отступать в стороны от классического школьного пути, дополняя его изучением всяких интересных математических штук. Это всегда прекрасно! Но и просто следование в русле обычной школьной программы предоставляет немало возможностей решать главную задачу – тренировать ум, логику, ясность и четкость мышления, его системность и силу.

Да, наш мир непредсказуем. Ну и что? Логика в нем всегда была востребована и всегда будет востребована – так или иначе. И кстати, не так уж и неустойчив и непредсказуем наш мир… Очень многое в нем устойчиво веками… И математика – это незыблемая пирамида, одна из основ всей нашей цивилизации. Это основа устойчивости огромного количества систем – и технических, и транспортных, и управляющих…

Ясное дело, выйдя из школьного обучения во взрослый мир, большинство людей забывают “всю эту нудную математику”, так как начинают учиться совершенно другим, гораздо более практическим вещам. И лишь немногие продолжают изучать математику – уже на более профессиональном уровне, применительно к задачам науки, техники и т.п.

Но и все, кто после школы забывают про математику, не зря ее учили в школе! Иначе их мышление просто не сформировалось бы достаточно полноценно! Без математического многолетнего тренинга интеллект будет очень однобоким и в основном хаотическим, бессистемным…

Да, некоторые люди, даже пропустив почти полностью мимо ушей школьный курс математики, все равно становятся умными, компетентными и успешными в своей какой-то профессиональной сфере. Но это лишь исключения, которые подтверждают правило. А правило таково: учить математику полезно практически всем.

Итак, я утверждаю, что школьная программа по математике в целом почти идеальна. Плохи лишь массовые методы ее преподавания. И плохо лишь то, что всех школьников пытаются учить математике “под одну гребенку”, не индивидуализируя уровень глубины изучения и объемы нагрузок.

И я утверждаю, что тенденция никак не изменится: математика будет нужна и полезна всегда, при любых поворотах в развитии общества, при любых суперкомпьютерах и суперинтернетах. Сколько-то математики должно быть в жизни каждого школьника.

Про физику и про химию мне хочется сказать в несколько ином ракурсе.

С одной стороны, это, конечно, гораздо более специальные области знаний (по сравнению с математикой). И без тщательного изучения физики и химии в школе, в принципе, можно и обойтись, казалось бы… Зачем сосредотачивать усилия школьника на том, что ему совсем не интересно и что в жизни не будет нужно? Кто хочет – может учить физику и химию. А кто не хочет – того нужно от физики и от химии избавить почти полностью. Казалось бы, такая логика…

Однако, с другой стороны, физика и химия дают вполне определенную тренировку качеств мышления – какую не дают другие школьные предметы. Это не очень очевидно. Но факт состоит в том, что изучение (пусть и минимальное) основ этих наук дает человеку шанс увидеть хаотический мир природы и техники, веществ и явлений как нечто упорядоченное и целое, а не как странный и непредсказуемый хаос. И это уже системный навык мышления – умение в хаосе видеть структуру и порядок, умение эту структуру и этот порядок создавать. Это пригодится, в общем-то, почти в любой профессии да и по жизни просто…

Ведь как устроены физика и химия?

Люди веками наблюдали окружающий мир, пытались понять явления природы и как-то их использовать. Поначалу было совершенно непонятно, как устроена Вселенная – и в непосредственной близи от нас, и вдали. Это воспринималось почти как хаос вокруг. Люди не видели законов и правил, хотя некоторая упорядоченность мира была очевидна…

И вот, шаг за шагом, век за веком, физики и химики выстроили ясную, стройную и цельную картину мира, поняли основные его базовые законы – на уровне материальных объектов.

Мне кажется, что наиболее ценное в школьном изучении физики и химии – это как раз вот это искусство ума: из кажущегося хаоса явлений и событий сделать некую понятную и удобную для использования систему. В психологии, в лингвистике, в медицине, в управлении персоналом, в строительстве, в музыке, в живописи… – везде это свойство ума тоже пригодится.

В отличие от других наук, физика и химия очень структурно устойчивы, незыблемы, точны. Законов тут не так уж много. Но они охватывают все огромное многообразие частных случаев и конкретных ситуаций. Понимание законов природы дает ключи к эффективному действию, к созданию техники, к точным измерениям и прогнозам…

Конечно, во всех прочих науках тоже есть законы, логика и система. Но там гораздо больше исключений из правил, особых случаев, запутанных и малопонятных связей, противоречивых теорий… А в физике законы Ньютона работают всегда, абсолютно, универсально, точно и безо всяких исключений. Да и Таблица Менделеева в химии – это закон безо всяких вариаций, это строгая и четкая система.

Существует множество психологических школ и теорий, существуют различные виды медицины, есть много разных лингвистических моделей, имеется широкий спектр интерпретации исторических событий…

Но физика – одна. И химия – одна. Это очень-очень объективные науки. Они не допускают разночтений (в тех областях, где основные законы уже хорошо изучены). Конечно, в передовых областях исследований и в физике, и в химии еще много неясного и вызывающего споры. Но в школе ведь изучают те “кусочки” этих наук, которые созданы очень давно, которые тщательно и многократно проверены-перепроверены множеством лабораторий независимо друг от друга.

Если говорить о разнообразных знаниях о мире, то здесь школьное изучение физики и химии, на мой взгляд, как раз дает не так уж много… Ведь из курса природоведения и изо всяких детских научно-популярных книжек, фильмов и т.п. школьник уже знает и об устройстве атома, и о радуге, и об электрическом токе, и о молекулах, и о звездах с планетами… Профессиональное изучение всего этого с формулами и теориями – это уже очень на любителя, это дело вкуса.

В чем принципиально отличие тренировки ума через математику и тренировки ума через физику и химию?

Математика вся придумана людьми. Это абсолютно стройная, четко логическая система – во всех своих разделах.

Физика и химия – это науки о природе. Это наши попытки разгадать устройство объектов и явлений мира. Здесь нет той полной ясности, которая так характерна для математики. Здесь всегда присутствует тайна, поиск, интрига, детектив, неожиданность, удача…

Опять же, школьное преподавание физики и химии довольно часто происходит скучно и вяло, формально и даже временами бредово… Но это не вопросы к общей программе по физике и по химии. Это вопросы к методам их изучения и к конкретной реализации этих методов.

Надо понимать, что системное логическое мышление, развиваемое за счет школьного изучения физики и химии, несколько отличается от системного логического мышления, которое тренируется через уроки математики. Это разные стороны, разные навыки интеллекта. И кстати, математическая база – это одна из основ успешного освоения и физики, и химии. Без математики там просто нечего делать.

Структура и методы обучения физике и химии в школе имеют далеко не столь древнюю и отработанную традицию, как это есть в математике. До ХХ века физике и химии учили лишь желающих, способных и целеустремленных учеников. Да и науки эти быстро развивались, во многом менялись… Так что особо выверенных методов их преподавания просто не успело возникнуть. Тем более для массового обучения, которое началось лишь сравнительно недавно.

Хотя наш мир очень быстро меняется, хотя открытия в математике, физике и химии происходят буквально каждый день, сама основа этих наук неизменна. Базовая структура стабильна и однозначна. И в школе изучают именно эту базовую структуру, этот каркас.

И далее, века спустя, будет то же самое. В математике надо будет начинать с изучения натуральных чисел и действий над ними, с простейших уравнений, с понятий степени и корня… А в физике надо будет начинать с понятия силы, с правила рычага, с закона Архимеда, с понятий давления и работы… Это никуда не денется. Потому что все это – кирпичики в основании научной пирамиды, это незыблемая основа. Без нее никак.

За две с половиной тысячи лет теорема Пифагора не изменилась. И надо полагать, что она не изменится и за следующие две с половиной тысячи лет…

Нужны ли конкретно вашему ребенку эти качества системного логического мышления, которые тренируются на уроках физики и химии, решать вам, конечно. Кто-то не разделяет моей любви и моего уважения к этим наукам и считает, что без них вполне можно прожить, что лучше в старших классах сосредоточиться на изучении других вещей… Это выбор. Всего не охватишь. Может, кому-то важнее изучать иностранные языки или музыку…

Но все же подумайте, как устроена физика по сути: из всего многообразия сил и прочих факторов, действующих на тело, мы выделяем одну или несколько главных сил, пренебрегаем всеми остальными, а затем логично и точно решаем уравнения и получаем ответ. Вам это не напоминает рецепты эффективного действия для разнообразных сложных ситуаций – в любых сферах?

Лично мне вообще гораздо ближе не “физика”, а “лирика”, если уж так честно. Рисование, сочинительство, тонкие психологические нюансы… – это все более соответствует моей натуре. Но системное логическое мышление, неплохо натренированное в свое время за счет изучения математики, физики и химии в школе и в вузе, очень помогает мне действовать стратегически, последовательно и упорядоченно. В том числе и в рисовании, и в сочинительстве, и в сфере психологии… Не говоря уж о всем нашем 19-летнем проекте семейного обучения.

В то же время, как скорее “лирик” (а не “физик”) по натуре, я хорошо понимаю нежелание многих детей, подростков и взрослых погружаться в эти строгие и очень упорядоченные пространства математических методов и физических законов… Но мне повезло, я всем этим уже увлекся в раннем детстве, меня очаровали эти науки…

Кстати, мое наблюдение таково, что педагоги – это в основном “лирики”, люди гуманитарного типа. И в среде альтернативной педагогики, в сообществе домашнего образования, в статьях о необходимости радикально переделать всю систему школьного обучения – везде звучит более “лирическая” нота, нежели строгая математическая логическая тональность.

Казалось бы, строгости и так в педагогике слишком уж много… Однако мне очень хочется добавить в эту дискуссию и математических эмоций!

Конечно же, лично я – полностью за мягкую, неформальную, свободную и добрую педагогику. Но хочется, чтобы она в то же время была системной, логичной и математически сильной, устойчивой, четкой. Наука – это прекрасно!