Сбалансированность нагрузок разных типов

sbalansirovannost_nagruzok

Как ни странно, родители и педагоги часто существенно недооценивают этот элементарный фактор: любому человеку необходим баланс умственных, эмоциональных и физических нагрузок, а также некоторый режим отдыха. Ну просто мы так устроены. Дети и подростки не исключение.

В мире делается все больше и больше школ (как частных, так и государственных), где данный фундаментальный фактор учитывается в полной мере. Но все же в целом пока преобладает акцент на чисто интеллектуальные нагрузки.

Существует иллюзия: будто бы, чем больше времени школьник проводит за уроками, тем умнее он вырастет. Странная мысль…

Если ученик переходит выше какого-то предельного уровня нагрузки, то мозг начинает тормозить, включается режим самозащиты, знания уже просто “не лезут в голову”. Зачем доводить до такого?

Я сам в свое время – и в старших классах школы, и в вузе – прошел этот ужасный режим интеллектуальных перегрузок. Мне и в голову не приходило, что возможны какие-то иные пути… Я старательно выполнял все задания, которые мне предлагала стандартная система образования, я был очень послушным и верил взрослым. Да и сложно было как-то обойти все такие моменты…

Режим семейного обучения для своих детей я выбрал во многом именно для того, чтобы обеспечить им более оптимальный режим нагрузок.

За счет индивидуализации обучения дома, за счет подбора более эффективных методов преподавания и за счет сбалансированного по нагрузкам общего режима жизни время, которое мои дети тратили на освоение школьной программы, составляло в средних классах примерно 2-3 часа в день, а в старших классах – примерно 3-4 часа в день. Программу начальной школы вообще получалось осваивать, занимаясь 1-2 часа в день, да и то с длительными каникулами всех типов и с кучей плановых и внеплановых выходных.

Соответственно, у моих детей было гораздо больше времени на физические нагрузки (игры во дворе, дальние прогулки, спортивные секции, домашние тренировки, туризм…). Да и эмоциональная сфера могла развиваться более свободно (музыка, пение, театр, фильмы…). Кроме того, у детей получалось довольно много читать, играть в разнообразные спокойные игры, мастерить…

На мой взгляд, сбалансированность нагрузок различных типов для дошкольников и школьников – один из важнейших векторов развития образования во всем мире. Это наиболее оптимальный путь. Фактически, ему нет никакой разумной стратегической альтернативы.

Ну а пока массовая система образования еще не перестроилась в соответствии с данным принципом, мы можем хоть в какой-то степени влиять на ситуацию сами, регулировать нагрузки для наших детей, направлять их занятия и режим, создавать какие-то дополнительные условия…

Итак, баланс: умственные, эмоциональные и физические нагрузки. Плюс достаточное количество отдыха. И тогда жизнь ребенка подростка, взрослого будет гораздо веселее.