Педагогическая взаимопомощь

pedagogicheska-vzaimopomosch

Мне кажется, что совершенно естественное эволюционное направление в педагогике – это взаимопомощь между семьями, между разными детьми, подростками и взрослыми. Это реальный мощный ресурс улучшения всей ситуации в школьном образовании.

Возможно, это чисто моя фантазия. Но я вижу будущее педагогики вовсе не как огромное количество очень хороших, прекрасно построенных и великолепно оборудованных школ с добрыми, чуткими и очень профессионально компетентными учителями.

Где взять столько денег на эти прекрасные школы и на этих прекрасных преподавателей и воспитателей? Из кого их готовить и по каким методикам их учить – этих волшебных и мудрых педагогов? И когда все эти мечты реально смогут осуществиться?.. Если вы немножно поразмышляете над этими вопросами, то увидите, что данные перспективы нереалистичны.

Да, существует небольшая часть общества, которая за счет денег может в какой-то степени приблизить для своих детей то волшебное чудо школьного образования, о котором все мы мечтаем. Но что делать всему остальному, небогатому населению? Что делать небогатым странам?

Многие думают, что ключ к высокой эффективности в педагогике – это создание вот таких прекрасных школ с высококвалифицированными прекрасными учителями. Многие думают, что единственный путь – это высокий уровень мастерства преподавателей.

Да, разумеется, это путь к успешному школьному обучению. Но далеко не единственный.

Другой вариант – это высокая личная устремленность школьника к знаниям. Тогда он пробивается сам – сквозь любую педагогику. Но ясно, что таких детей и подростков – единицы.

Однако есть еще вариант – индивидуальное преподавание. Хороший репетитор – это, как правило, в разы эффективнее, чем обычные школьные уроки. А то и в десятки раз более эффективно. Правда, опять же, пригласить хорошего репетитора – это по карману далеко не всем родителям.

В то же время мы видим, что в условиях семейного обучения, при индивидуальных занятиях со своими детьми дома, даже не очень умелые родители-преподаватели добиваются довольно высокой эффективности. Я сам прошел этим путем. И мог увидеть, что все это хорошо работает.

Кроме того, довольно часто я поручал своим сыновьям преподавать какие-то темы из математики их младшей сестре. И это тоже прекрасно получалось. Эффект от такой их помощи был весьма высок. Да и мне это высвобождало время для других дел.

Иногда нам помогали в учебе разные добрые люди – по английскому языку, по русскому языку… Далеко не всегда это были опытные преподаватели. Но они просто уделяли время моим детям, относились к ним внимательно и по-доброму. И эффект от уроков было ощутимый.

Когда я стал больше общаться с разными родителями, практикующими семейное обучение, то узнал, что многие идут естественным путем – объединяют усилия нескольких семей, обмениваются педагогической помощью друг с другом. Каждый помогает, чем может, в чем сам силен.

И мне верится, что именно тут как раз и содержится потенциал кардинального улучшения всей ситуации со школьным образованием – в глобальном масштабе. Просто почти каждому ученику нужен индивидуальный помощник по каждому сложному предмету. Пусть это будет и не “самый лучший педагог”, а обычный доброжелательный человек, который более-менее компетентен в предмете.

Обратите внимание: таким помощником может стать не только взрослый человек, но и более старший школьник, и даже ровесник.

Таким образом, надежда на светлое будущее в педагогике – это не высококлассные учителя (которых всегда будет слишком мало относительно количества учащихся), а просто участие самых разных людей в режиме индивидуальной помощи в учебе (постоянной или разовой). Это “горизонтальная модель развития педагогики” – вместо “вертикальной модели” (акцента на создании новой централизованной системы школьного образования).

Да, за счет такой массовой педагогической взаимопомощи мы не достигнем таких высот в школьном обучении, которые под силу лишь лучшим учителям, настоящим мастерам своего дела, собранным в лучших школах. Но мы существенно улучшим ситуацию со школьной учебой для огромного количества детей и подростков. Реальное качество образования у них станет много выше. Да и общий положительный воспитательный эффект от такого человеческого индивидуального общения немалого стоит.

Сейчас подобные процессы уже начались. В сообществах родителей, идущих путем домашнего образования, формат педагогической взаимопомощи расширяется все более и более динамично и многогранно. Но главный рывок в данном направлении, конечно, еще впереди.

Пенсионеры – это также естественная категория людей, из которых в будущем возникнет новая педагогика. Ну и что из того, что они сами учились в школе давным-давно? Зато у них есть свободное время, высокий культурный уровень, большой жизненный опыт и терпеливая доброжелательность к детям. Они легко вспомнят по учебникам математику или литературу времен своей молодости. И разве школьный курс математики или географии, или химии так уж меняется за 50 лет? Или список классической русской литературы сильно меняется за полвека?

Детишкам и подросткам просто не хватает индивидуальной помощи в освоении школьных предметов. И людей, потенциально могущих оказать такую помощь, вокруг нас – огромно количество! Это естественное решение проблемы массового школьного образования.

Огромное значение приобретает возможность занятий по скайпу! Помощник может быть удален на тысячи километров от своего ученика, он может вообще жить в другой стране… Но даже и в одном городе – не надо тратить время и силы на дорогу, каждый может удобно устроиться у себя дома во время урока.

Стратегических вопросов здесь всего три.

Во-первых, какова мотивация помощников в обучении? Зачем им такая морока? Ведь ясно, что в качестве заработка это слабый путь. За деньги родители найдут квалифицированного преподавателя. Значит, педагогическая помощь – это в основном чисто по дружбе или за символическую оплату. И значит, мотивы для человека тут должны быть иные, чем для профессионального педагога.

Во-вторых, не каждый человек (взрослый или подросток) умеет преподавать, не каждый к этому склонен. И как быстро освоить данный навык? Кто и как будет учить таких педагогических помощников? Или где и как они сами будут учиться? Причем, здесь требуется особое обучение – не такое, какое дают профессиональным педагогам. Здесь надо побыстрее, попроще и ориентироваться на практику.

В-третьих, как нуждающиеся в помощи и помощники будут находить друг друга? Как это может осуществляться не в узких сообществах, а массово?

Ясно, что третий вопрос – самый простой. Соцсети, в которых есть уже готовые сообщества родителей школьников (как обучающих своих детей дома, так и тех, у которых дети ходят в школу в обычном режиме), а также различные образовательные проекты в Интернете – это естественная база для развития педагогической взаимопомощи. А личный профиль в соцсетях дает некоторую исходную информацию о каждом человеке.

Ответ на второй вопрос – потруднее. Методы быстрого, эффективного и интересного обучения практическим способам преподавания пока не очень развиты. В Интернете эта информация не очень широко представлена, особенно в свободном доступе, а не на дорогих мастер-классах и курсах. Но время идет. И такой информации, безусловно, будет становиться все больше и больше. Хотя бы потому, что она нужна профессиональным педагогам (и особенно репетиторам).

Ну а первый вопрос – самый сложный. Собственно, из-за него пока вся эта прекрасная картина и тормозится… Желание помочь ближнему – этого слишком мало для массового явления педагогической взаимопомощи. Тем более что здесь надо браться за длительную и достаточно регулярную работу-заботу, в которой приходится искать подход к разным детям и подросткам, не всегда с простым характером, не всегда способных к учебе… У каждого человека есть куча других дел и интересов. А пенсионеры обычно не очень хотят осваивать что-то новое, она обычно хотят спокойно отдыхать…

Но в любом случае, в сообществах домашнего образования путь педагогической взаимопомощи будет развиваться. Это очевидно. Здесь мотивация всех участников весьма сильна. Я могу помочь детям из другой семьи в математике, в физике и в химии. А родители из той семьи помогут моим детям в русском языке, в истории и в литературе… Такое содружество всех порадует!

Для школьников помощь другому ученику – это дополнительная возможность самому получше разобраться в предмете. Это всем известно. Да и приобрести начальный опыт индивидуального преподавания – это тоже полезно практически каждому человеку. Многие потом, при необходимости, сумеют подрабатывать репетитором – например, будучи студентами…

Для пенсионеров (и особенно одиноких) путь помощи школьникам в обучении – это свежий ветер в жизни, это общение, это развитие… Возможно, постепенно все больше и больше пенсионеров станут пробовать себя в такой бодрой и интересной деятельности…

На мой взгляд, педагогика – это очень-очень интересная сфера. Думаю, что со временем все больше и больше взрослых людей будут вовлекаться в нее – просто потому, что это волшебно!

Если говорить о том, что происходит сейчас, то, по-моему, любой родитель школьника должен знать: существует такой простой и эффективный путь улучшения ситуации с учебой у своего ребенка – надо найти одного или нескольких помощников. Это проще сделать удаленно, по скайпу. Но можно, разумеется, и лично, это еще лучше. Если нет денег приглашать репетиторов, то имеет смысл поискать просто добрых, умных, подходящих вам по мировоззрению людей, которым вы можете доверять, которые помогут просто так, просто из естественного желания помочь.

Словом, я уверен, что будущее педагогики – именно за массовым вовлечением в нее исходно далеких от преподавательской деятельности людей. Просто по дружбе или как волонтеров. Я не знаю, насколько скоро все это произойдет. Но когда-то это точно случится. И будет здорово!