Педагогика - это и работа, и приключение

pedagogika_eto_i_rabota

Традиционно в социуме педагог – это один из видов профессиональной деятельности, это такая работа. Некоторые взрослые люди работают педагогами – учителями в школах, преподавателями в кружках и в секциях, воспитателями в детских садах… Им за этот труд платят деньги. От них начальство требует выполнения определенных обязанностей. В их жизни воспитание и обучение детишек и подростков становится привычным делом, привычным видом нагрузок.

Ну и сам я принадлежу к данной категории людей. Только моя специфика – обучение и воспитание в своей собственной семье. Плюс создание общеполезных разработок: развивающих игр, учебных пособий, раскрасок, книг, видеороликов… Ну, еще немного занимаюсь индивидуально с ребятами из других семей да временами консультирую родителей…

Но все же для меня педагогика – это в основном приключение, а не работа. Именно так я это ощущаю уже 30 лет (к моменту написания данной статьи).

И мне кажется, что это некая общая тенденция в современной педагогике. Я бы сформулировал ее так: переход работы по воспитанию и обучению детей и подростков из стиля стандартной взрослой работы в состояние волшебного, необычного и потрясающе интересного приключения.

Согласитесь, логика приключения совсем иная, нежели логика работы. Хотя некоторые виды работы – почти сплошное приключение… Но педагогика до сих пор обычно не ассоциировалась с такой сверхинтересной и сверхдинамичной деятельностью.

Фишка в том, что в ряды трудящихся в сфере воспитания и обучения в наше время вливаются совершенно новые люди – родители. Их мотивы и стимулы несколько иные, чем у школьных преподавателей или воспитателей детских садов. Родители идут в мир детства за своим ребенком. И потому у них появляется хороший шанс на настоящее приключение.

Конечно, пока еще основная часть родителей не шибко вникают в события и энергии детского мира. Большинство просто добросовестно и по-взрослому выполняют свою родительскую роль, заботятся о своих детях, помогают им вырасти и выучиться.

Но все больше и больше появляется родителей, открывающих для себя потрясающий интерес в детских играх и занятиях, в изучении заново школьных предметов, в детском мироощущении…

Да и профессиональные педагоги все чаще и чаще переходят на рельсы игры, эксперимента, неожиданных поворотов, смелой динамики… Конечно, не всегда внешние условия работы этому способствуют… Но тот, кто ищет новые пути, так или иначе постепенно находит какие-то способы.

Педагогика – это не только рутинная ежедневная работа, которую необходимо выполнять старательно и грамотно. Педагогика – это еще и ежедневное волшебство!

Я сам воспринимаю свою жизнь в детском мире именно так. Интенсивность энергии развития зачастую зашкаливает – такой темп задают нам дети и подростки, такие требования они нам предъявляют каждый день. И приходится тоже шевелиться, чтобы соответствовать.

И тогда каждое занятие с ребенком дает нам очень многое. Каждое мгновение общения с детьми становится шансом и для нас, взрослых, – шансом стряхнуть с себя привычные цепи привычных взглядов и привычных способов действия.

Мы по-настоящему начинаем понимать, что это такое: кинуть камушек в лужу, лопнуть воздушный шарик, решить задачку по математике, посмотреть мультфильм… Мы окунаемся в поток детских энергий – и он несет нас.

Мне кажется, что тенденция расширения именно такого подхода в педагогической деятельности будет развиваться, нарастать. Пусть и весьма постепенно. Думаю, через 50 лет доля мам и пап, увлеченно играющих со своими детишками в песочницах на детских площадках, существенно возрастет – по сравнению с мамами и папами, которые просто приглядывают за играющими в песочнице детьми и проводят это время во взрослых умных разговорах между собой.

Наверное, я здесь написал слишком феерично, слишком возвышенным тоном… Но мне хотелось выделить и подчеркнуть именно данную тенденцию: педагогика все больше и больше становится не только ответственной и важной работой, но и фантастическим, захватывающим приключением. Причем это касается всех форм и разновидностей педагогической деятельности.

Понаблюдайте. Согласитесь ли вы со мной?

Детский мир все больше проникает в мир взрослых людей, все больше очаровывает его своей непосредственностью, своей естественной радостью, своими чудесами, происходящими на каждом шагу… И от каждого из нас зависит, насколько откликнуться на очарование детского мира и на его призыв. Но правда заключается в том, что каждый взрослый откликается на этот призыв все равно – в той или иной степени, той или иной частью своей души.