Педагогика: от эпохи “новаторов” и “консерваторов” к эпохе цифровых технологий

pedagogika_k_cifrovim_tehnologiyam

Я полагаю, что выражусь достаточно точно, если сформулирую так: весь ХХ век в сфере образования боролись две противоположные тенденции, которые в первом приближении могут быть обозначены как “новаторы” и “консерваторы”. Ясное дело, в абсолютном большинстве ситуаций в этой борьбе традиционно побеждали “консерваторы”. Но, в то же время, и вклад “новаторов” в общий процесс в итоге оказывался не столь уж маленьким…

Однако пришедший ХХI век с его просто сумасшедшим взрывом компьютерных технологий властно вносит иной расклад. Теперь все доступно в Интернете – и традиционные консервативные подходы, и самый широкий спектр новаторских методов. Причем в любой школе и в любой семье все сложнее провести эту грань: вот старое, доброе, проверенное временем, классическое и заслуженное – а вот новое, уже показавшее свою эффективность, необычное, неожиданное, отчаянно-экспериментальное…

Я сам достаточно успешно сочетаю в своем характере и в своем преподавании и уважение к традиционным методам, и самостоятельный поиск новых методов. И зачастую я уже и не различаю толком эти два потока информации. В моей личной практике семейного обучения и индивидуального преподавания в других семьях – везде так или иначе приходится осуществлять синтез “консервативных” и “новаторских” подходов.

По-моему, хорошо, если убежденные сторонники проверенных десятилетиями и столетиями путей с пониманием относятся к тем, кто не удовлетворен привычными формами реализации школьного образования, кто ищет новые пути. И хорошо, когда “новаторы” уважают традиционалистов и скептиков, привыкших к определенной структуре действий в сфере обучения школьников.

Наверное, миллионам школьных учителей – и классического типа, и экспериментаторов – вряд ли интересны эти мои сентенции… Ну, они же все профессионалы, у них своя голова на плечах, они сами знают, какую линию выбирать в своей работе и как относиться к оппонентам…

Но вот для родителей школьников содержание данной статьи, думаю, является весьма важным. Причем не только для тех родителей, которые выбирают путь домашнего образования, но и вообще для всех тех родителей, которые активно и вдумчиво помогают своим детям на трудных путях учебы в школе.

Каждый из нас может достаточно осознанно решать, в каких пропорциях он будет сочетать в своей родительской (или педагогической) позиции элементы “новаторства” и элементы “консерватизма”.

Об этом имеет смысл серьезно задуматься. Что вам ближе? Что вам интереснее? Что соответствует вашим личным убеждениям, вашему мировоззрению?

Ясное дело, что очень уж крайние позиции – “абсолютный консерватизм” и “безответственное новаторство” – не являются оптимальными в любом случае. Но это и не свойственно большинству людей. Все мы находимся где-то посередине. Я полагаю, что позиция “50% консерватизма и 50% новаторства” – это позиция большинства из нас, родителей и педагогов. И хотя я пошел по такому радикальному пути, как домашнее образование, лично для меня важны и нужны многие очень традиционные подходы в обучении…

Правда заключается в том, что если раньше у родителей был только один выбор – в какую школу отдать ребенка (а зачастую и такого выбора не было), то сейчас выбор значительно шире (и даже вне зависимости от школ в пределах досягаемости). Интернет предоставляет нам возможности выбора любых пропорций в сочетании “консервативных” и “новаторских” путей в реализации школьного обучения, в изучении каждого предмета и каждой конкретной темы.

Совершенно очевидно, что далее данная тенденция будет лишь нарастать. Скорее всего, педагогическая революция произойдет вовсе не тем путем, о котором вот уже 100 лет мечтают педагоги-новаторы и их последователи. Школьная система во всем мире, видимо, как была, так и останется в целом весьма консервативной (и по организации, и по методам обучения, и по идеологии). Революция в педагогике естественным образом случится за счет компьютерных технологий. Они уже взяли на себя функцию внесения нового в учебный процесс – и в школе, и дома. Интернет легко “доставит” новейшие, эффективные, индивидуализированные методы обучения прямо “внутрь” традиционных школ, во все семьи, в головы всех педагогов и родителей, в жизненную практику всех детей и подростков…

Традиционный консерватизм, обеспечивающий устойчивое функционирование всей системы школьного образования и надежное использование проверенных и полезных методов преподавания, теперь сможет все проще сочетаться с применением абсолютно новых идей, технологий, учебных пособий, форм обучения.

Может, я слишком оптимистичен? Поживем – увидим.

Однако в личной позиции и в личной практике для каждого родителя и для каждого педагога все это в существенной мере реально уже прямо сейчас. Сила “консерватизма” и сила “новаторства” – обе эти силы в ваших руках.