Педагогика: от амбиций и профессионализма к простому и глобальному прагматизму

pedagogika_ot_ambiciy_k_proffesionalizmu

Мне хотелось бы высказать свои смутные предположения относительно глобального вектора в мировой педагогике. Суть моего впечатления состоит в идее: вся сфера образования медленно, но неукоснительно движется от “педагогики успеха” к “педагогике практических нужд”. Цели и логика школьного учебного процесса трансформируются – то ли как естественная эволюция социума, то ли по коварным замыслам власть имущих, то ли как преддверие так долго ожидаемой педагогической революции…

Мы сейчас живем в существенно ином мире – по сравнению с эпохой в 50 – 100 – 150 лет назад, когда формировалась общая парадигма современной педагогики. В мире стало гораздо меньше идеалистических и романтических устремлений, гораздо меньше порывов к построению “глобального царства счастья и свободы”. Наше время выдвинуло на первый план другой тренд – прагматизм. Хорошо это или плохо… – кто знает! В любом случае, такова правда жизни.

Как сказал с грустью незадолго до своей смерти Рэй Брэдбери, человечество не рванулось к Марсу и другим планетам, а выбрало айфоны и мир потребления. Лично я, впрочем, не совсем понимаю, зачем нам другие планеты, пока мы на своей-то планете не можем порядок навести… Но с общей оценкой великого фантаста я согласен. Да, человечество сделалось менее романтичным.

Или вспомним романы Стругацких о будущем – там действуют сильные, смелые и великолепно образованные люди, которые в стремительном порыве раздвигают для человечества границы освоенного во Вселенной пространства. Хорошие ребята! Особенно “лучшие” из них – ученые, звездоплаватели, врачи, прогрессоры… Но кто сейчас воспринимает книги Стругацких и их героев как образцы для движения вперед? Герои нашего времени какие-то другие…

Сфера педагогики, естественно, тоже реагирует на глобальные изменения в социальных психологических и мировоззренческих установках. И что мы видим? От задачи “воспитать гармоничного всесторонне развитого человека” мы реально перешли к задаче “построить многокомпонентную личность, успешно решающую некий спектр профессиональных задач и быстро адаптирующуюся к новым реалиям жизни”. Разве не так? Или я избыточно циничен?

Разумеется, высокие слова о том, что мы растим “всесторонне развитого прекрасного человека”, продолжают звучать – и мы в определенной степени им верим, мы резонируем с ними какими-то струнами души… Но ведь видно, что происходит вокруг. Да, мы все (ну или почти все, или не совсем все…) мечтаем о великом преображении мира в сторону добра и счастья для миллиардов жителей планеты Земля. Однако, похоже, произойдет сие еще очень нескоро…

Педагогика прошлого (причем как школьная, так и средняя специальная, и вузовская) была ориентирована на формирование мощных системных знаний – людей стремились вырастить энциклопедически образованными личностями (типа все – как Ломоносов). Ясное дело, что в реальности такой эффект достигался минимально, но все же эпоха бурного научно-технического подъема XIX и XX веков – это плод именно такого подхода к образованию. А можно сказать и иначе: именно этот гигантский скачок – в знаниях о мире, в условиях жизни, в общественном сознании – сформировал и современную парадигму образования.

Идея, предлагаемая школьникам (а потом и студентам), была проста: учись хорошо – и станешь великолепным специалистом, достигнешь высот в своей профессии и в социальной иерархии, внесешь свой большой вклад в развитие человечества, а также приобретешь славу и богатство. Ну и в очень существенной степени так и было. Не всегда, конечно, но довольно регулярно…

Преподаватели, обучающие молодое поколение “пытливых и целеустремленных создателей будущего общества”, тоже учились энциклопедически. Учителя школ и работники среднего специального и высшего образования и сами прошли путь “энциклопедической и системной подготовки”. И вся эта традиция передачи знаний так и самовоспроизводилась – поколение за поколением.

А что теперь?

Мир вдруг резко изменился. Информации сделалось гораздо больше (и ее поток лавинообразно нарастает). Профессии все “сужаются” и “сужаются” – так много нужно знать и уметь в каждой конкретной области. Темп жизни вырос до почти сумасшедшего. В глобальные эксперименты по построению “счастливого общества” уже мало кто верит – после неудач и кошмаров прошлых таких опытов. К звездам мы пока явно не летим. Вообще что будет с человечеством дальше – неизвестно…

Педагогика в такой ситуации тоже делает поворот. А куда же деваться? И вот уже во всем мире школьников учат не столько системному классическому знанию о мире, не столько упорядоченной и стройной картине реальности – сколько умению быстро и эффективно решать конкретные прагматические задачи. А уж как учат этому компьютерные технологии!

Педагогика меняется: от “высокого профессионализма” к “эффективному прагматизму”. Хорошо это или плохо? Повторяю: я не знаю. То время перемен, в котором мы сейчас живем, ломает старые добрые конструкции и вызывает к жизни какие-то новые реалии… Во что оформятся эти новые тенденции – покажет будущее. А пока, конечно, изрядный бардак в образовании. Ну, время перемен…

Поскольку старая парадигма педагогики еще не отброшена полностью (да и никто не знает, стоит ли ее совсем отбрасывать), а новая парадигма образования еще не сформирована и не утвердилась ясно, то мы видим то, что видим: хаос смешения и неясность перспектив. Однако в этих условиях нам надо как-то плыть вперед, как-то учить своих детей, как-то готовить их к профессиональной реализации…

Конечно, я сам воспитан как романтик, и в душе остаюсь романтиком, и образование мое – системное и энциклопедическое, книжное и классическое… И натура моя ностальгически грустит по педагогической парадигме прошлого. Нас так здорово учили! И где это все теперь?!

Но я вижу и ценные, сильные, воодушевляющие стороны в новой парадигме тотального прагматизма, тотальной высокой эффективности. Глядя, как быстро подростки и совсем молодые взрослые люди осваивают информационные технологии, я могу лишь кряхтеть и вздыхать – мне такой темп обучения уже не грозит. Причем, это обучение не на уровне “выучил – ответил – получил хорошую оценку”, а на уровне “выучил – умею пользоваться – умею работать и зарабатывать деньги – умею учиться дальше сам”.

Да и скажем честно, в традиционной педагогике предыдущих двух веков явно не хватало практической ориентации, сцепки с жизнью, быстрой и четкой эффективности… Новое поколение все решительнее бунтует против такого сценария обучения (или тихо, но неумолимо тормозит, отлынивает и халявит). Кризис, кризис…

Я не хочу делать никакого резюме. Просто вот такие мысли вслух. Мне довелось выучить своих детей “на излете” старой, классической, системной школьной парадигмы. Хоть я и учил их дома, сам, но все же следовал традиционной идее (”стройная система устойчивых знаний”) – и лишь слегка сочетая ее с прагматическими добавлениями (в виде сознательного отказа от избыточных нагрузок по “неглавным” для моих детей предметам). Но как учить внуков?

Одно очевидно: прагматический подход в мире нарастает. И это реальность, нравится она нам или нет. Это факт нашей судьбы – жить в таком мире. И очень хочется верить, что мы научимся учить наших детей по-новому – адекватно тенденциям развития общества, но и не теряя того по-настоящему ценного, что накоплено человечеством веками и тысячелетиями…