Педагогика начинает и проигрывает

pedagogika_nachinaet_i_proigrivaet

Когда-то в старых учебниках по шахматам я читал фразы типа: “Белые начинают и выигрывают”… Ну а в данной статье все наоборот. Педагогика начинает поддержку и обучение человека в его первые 15-20 лет жизни – и проигрывает.

Несмотря на огромные старания родителей, воспитателей и школьных учителей, детство и юность наших детей почти никогда не дают тех результатов, на которые мы надеемся, к которым стремимся – желая, чтобы наши дети были лучше нас и счастливее нас…

Педагогика поколение за поколением не справляется с вызовами жизни. Она уже два века традиционно плетется в хвосте общественного прогресса. Хотя, казалось бы, должно быть все наоборот. Ведь именно с усилий педагогов начинается самореализация каждого нового поколения людей.

Мне очень хочется найти ответ на вопрос: “Почему наше человечество за 200 лет, совершив такой огромный скачок в развитии науки, техники, медицины, самых различных технологий и вообще всего образа жизни, почти не изменило педагогические методы? Почему в сфере обучения и воспитания детей и подростков почти не реализуется та погоня за эффективностью, которая свойственна другим сферам жизни социума? Почему до сих пор массовая школьная педагогика представляет собой не мощную современную систему, а громоздкую неповоротливую конструкцию, функционирующую с ужасающим скрипом и насквозь проржавевшую?”

Я с большим уважением отношусь к труду школьных учителей, которые ухитряются выполнять свои профессиональные задачи даже в таких сверхсложных условиях. И я, разумеется, не претендую на то, что владею рецептом переустройства школьной системы массового образования. Но мысли мои все время возвращаются к данному вопросу: “Почему за 200 лет в школьной педагогике так мало изменилось к лучшему? В чем причины такого странного отставания сферы обучения и воспитания детей и подростков от большинства других сфер человеческой культуры?”

Реально в школах учат по старинке. И это при том, что уже по крайней мере 100 лет как разработаны гораздо более эффективные методики и все время появляются новые, еще более продвинутые. Но процесс идет как-то странно. Например, вместо того, чтобы внедрить учебники, по которым школьники изучат математику в 5 раз быстрее, в школе увеличивают учебные нагрузки вдвое (сохраняя при этом старые, менее эффективные учебники). Причем периодически все учебные пособия обновляются, но не по принципу “чтобы стали более удобными и полезными”, а по принципу “чтобы стали более современными”…

Мне кажется, что основная, корневая причина – в массовой психологии человечества. Думаю, что все мы подсознательно хотим воспитывать и учить наших детей по старинке. Это сидит глубоко в нашем мозгу. И это, в общем-то, естественная установка: воспитание и обучение растущего человека должно происходить на основе традиционного подхода, проверенного тысячелетиями. А то мало ли чего эти энергичные новаторы напридумывают…

Я и сам не являюсь исключением, конечно. Я точно так же в глубине души боюсь нового и люблю “старое доброе” в сфере педагогики. И мне страшно было “отдавать” своих детей в слишком уж новаторские педагогические технологии…

Фактически, мы держимся за нормы 50-летней давности. Мы держимся подсознательно (и очень сильно!) за ту педагогику, которая была в те времена, когда мы сами росли или даже когда росли наши родители. Полвека – это уже немалый срок для социальной проверки технологий воспитания и обучения. Ну да, они не являются идеальными, но все же работают столько лет… Да и столько людей ими пользуются…

Но жизнь-то идет вперед. И вот получается, что школы готовят школьников к жизни в социальной реальности полувековой давности. Скажем, в России в начале XXI века система образования все еще готовит кадры для народного хозяйства в СССР… Действительно, кто из взрослых умных людей скажет, что в советское время в школах учили плохо?! Совершенно очевидно, что тогда учили лучше, чем сейчас! Да? Или нет?

Я в своей практике пошел, казалось бы, нестандартным, новаторским и очень современным путем: семейное обучение, новые эффективные методы домашнего преподавания, продвинутые учебные пособия… Но причины моей такой смелости до банальности просты. В детстве я очень много болел, первые три класса вообще практически не ходил в школу, да и потом пропускал по болезни примерно половину времени в средних классах и примерно треть времени в старших классах. И поэтому режим обучения дома лично для меня был абсолютно естественным!

Всем знаниям в начальной школе меня научила моя мама. Она работала инженером, целый день была в своем НИИ, а по вечерам смотрела мои тетрадки, где я днем занимался сам по учебникам, и объясняла мне то, что я сам не мог разобрать. В средних и старших классах, бывало, мама не могла мне объяснить решение какой-нибудь сложной задачки или ответить на какой-то теоретический вопрос – и тогда она брала тайм-аут на день-два, расспрашивала у себя на работе умных мужиков-инженеров, а потом уже дома пересказывала мне их ответы.

Целыми днями я проводил время под присмотром бабушки или няни (которые не участвовали в моей школьной учебе) – и учился в основном самостоятельно. Я не был каким-то особо одаренным ребенком. Проходил школьную программу в том же темпе, что и мои одноклассники. Я звонил каждый день кому-то из них по телефону и узнавал, что они делали в классе и что им задали на дом. А раз в четверть приходил на два-три дня в школу и писал контрольные на “пятерки” и “четверки”.

Случались и казусы. Например, однажды я сказал учительнице (мне было лет 10-11): “Вы не волнуйтесь. Моя мама мне дома это гораздо лучше объяснит”. Я не хамил, а просто хотел успокоить добрую тетеньку, которая переживала, что я чего-то там недопонял в какой-то теме по математике. Учительница вызвала мою маму в школу – дабы посмотреть на нее и понять, что происходит. Ну и больше не волновалась. А мама мне дома разъяснила, что учителям так говорить больше не нужно. И я запомнил.

Все “охи” и “ахи” по поводу того, что я, став папой, решил учить своих детей дома сам, казались мне странными. Когда некоторые профессиональные педагоги говорили, что я не справлюсь, что здесь требуется специальное образование, я лишь мудро ухмылялся. Ведь когда-то маленький Алеша Карпов учился сам дома по учебникам при некоторой помощи своей мамы-инженера, которая вовсе не была талантливым педагогом, не имела никакого педагогического образования…

Развитие педагогики – это не отделенный от душевного устройства людей процесс (вроде развития науки или техники). И поэтому, видимо, обычные и логичные критерии эффективности, столь активно применяющиеся почти везде (от военного дела и бизнеса до медицины и устройства космических аппаратов), в педагогике почти не работают. Мы можем сделать мобильник и быстро его внедрить, поскольку для этого не нужно менять людей, их взгляды на жизнь, их сознание и подсознание… А вот массово внедрить новые методы обучения в школе – здесь уже необходимы существенные изменения в психологии многих-многих людей.

Обычно в такой ситуации принято ругать начальство. Мол, во всем виноваты чиновники, которые рулят сферой образования. Но я бы посмотрел шире: причины – во всех школьных педагогах и (главное!) во всех родителях школьников. Мощь глубинных подсознательных установок большинства населения – вот где сила! Каждый из нас вносит свой личный вклад в торможение конструктивных педагогических реформ.

Мне в детстве “повезло”: я много болел. И потому учился гораздо более эффективно, чем если бы все время ходил в школу. Причем, что характерно, по тем же самым учебникам, по тем же самым программам и методикам, у тех же самых учителей. Я помню очень четко из старших классов: из месяца болезни я первую неделю реально болел, потом пару недель валял дурака (читал книжки, ходил на процедуры в поликлинику, гулял, смотрел кино…), а потом за недельку по учебникам наверстывал все то, что мой класс проходил за целый месяц.

Поэтому в мое подсознание очень глубоко улеглось: учиться дома самому – и легче, и по времени не так затратно, и комфортнее… Ну, не так весело, конечно, как в классе среди сверстников, когда что ни день, то новые анекдоты, приколы и дружеские потасовки. Но преимущества домашней учебы все же виделись мне огромными!

Вот я и решил устроить такой праздник для своих детей. Но меня, разумеется, не поймет тот, кому в детстве нравилось ходить в школу, у кого был дружный класс и заводные учителя. То есть, может, умом и не осудит, но в глубине души вряд ли поймет… Как так – не ходить в школу?!

Что важно: я учил своих детей дома по старинке. То есть примерно в том же стиле и в том же духе, как учился когда-то сам всем школьным предметам. Осознав данный факт, я теперь лучше понимаю тех школьных педагогов, которые упорно и упрямо держатся за консервативные подходы. Видимо, их в детстве хорошо учили – вот они и теперь учат школьников в том же духе и в том же стиле. Да, как бы меняются программы и учебники… Но суть традиционного подхода с полувековой историей сохраняется.

Родители школьников, естественно, хотят, чтобы их детей учили хорошо. Но что значит “хорошо”? Оказывается, большинство критериев – внутри нас, в нашем подсознании. Вот такая философия…

Я понимаю, что данными соображениями не исчерпывается ответ на вопрос о причинах радикального отставания массовой педагогики от бурных темпов развития общества. Наверное, причин очень много…

Проанализировав свои глубокие (идущие из детства) подсознательные установки по поводу школьного образования, вы сумеете лучше понять, как помогать своим детям сейчас.

Хочется верить, что когда-нибудь, каким-нибудь неожиданным и чудесным образом сделается в мире так, что педагогика будет начинать и выигрывать… В любом случае мы можем попытаться приблизить данную ситуацию своими силами хотя бы в масштабе своей семьи, для своего ребенка. Ну хотя бы чуть-чуть.