Мотивация к учебе 1

motivaciya_1

Вопрос о том, как сделать, чтобы дети больше хотели учиться, – это вопрос, который родители школьников задают мне чаще всего. Данная проблема волнует почти всех!

Однако ответ на такой вопрос нужно начать с того, что полноценного ответа не существует. То есть не существует рецепта, который на 100% гарантирует увеличение мотивации ребенка к школьному обучению.

Вернее, ответы существуют – но не для всех. А лишь в виде отдельных авторских школ, особых авторских методик, уникальных талантливых учителей, некоторых добротных частных школ, удачного способа реализации семейного обучения… Но для основной массы ребят, посещающих школу, все очень и очень сложно.

Вопрос, для начала, состоит не в том, как увеличить мотивацию школьников к учебе, а в том, как хотя бы уменьшить отвращение к школьным знаниям, ко всему процессу школьного образования. Думаю, что если в обычной, стандартной ситуации уменьшить это отвращение на 50%, то это уже будет очень хороший результат!

Давайте скажем честно и прямо: 80-90% школьников учиться не хотят. И это не только в России так. Это общемировая тенденция. Причем, это “не хотят” – оно у некоторых учеников вялое, а у некоторых достаточно активное… Есть, разумеется, и доля школьников, которые от природы любят и хотят учиться (их всего 1-2%), а также некоторое количество учащихся, которые сами более-менее адаптируются к школьной системе без особого отвращения, хотя при этом и не испытывают особого энтузиазма (их примерно 10-20%).

Для родителей вопрос всегда стоит предельно конкретно: что делать вот сейчас, в данной текущей ситуации, при данном реальном уровне возможностей? То есть если великолепных авторских школ или особо талантливых учителей в пределах досягаемости нет, на хорошую частную школу денег нет, а на путь семейного обучения решиться не видится разумным.

Я предлагаю вам 12 правил, которые (подчеркиваю!) не решают проблему в полной мере, но могут облегчить ее. Для этого вам нужно прочитать все статьи данного цикла (все 12 штук) – и извлечь из них максимум возможного. Ну или, по крайней мере поразмыслите над тем, что в них написано…

А для начала, повторяю, имеет смысл переформулировать задачу. Обычно формулируют так: “Как повысить мотивацию к учебе в школе?” А более рационально в наше время ставить задачу иначе: “Давайте постараемся уменьшить отвращение ребенка (подростка) к школьной учебе”.

Переформулировка задачи – один из очень мощных приемов, используемых в методах проектирования. Говорят даже, что правильно поставить задачу – это уже половина успеха. Тупиковые ситуации в любого рода проектах (технических, социальных, научных, педагогических…) зачастую преодолеваются именно так.

Обратите внимание: мы переходим от нереальной задачи (”Как волшебным образом, быстро и без особого труда сделать из нашего ученика идеального?”) к существенно более реалистичной задаче (”Как хотя бы немного облегчить и улучшить данную конкретную текущую ситуацию в учебе у моего ребенка?”). Согласитесь, что второй вариант намного проще. Да и сразу возникают какие-то конкретные мысли – что тут можно предпринять своими силами…

Должен сказать, что сам я шел именно таким путем. Обучая своих детей дома, я все 19 лет нашего проекта семейного обучения держал в голове именно такой подход: как уменьшить отвращение к учебе. И это работало вполне хорошо.

Так получилось, что лично я сам всегда очень любил учиться. То есть в школе я был классическим “ботаником”. А вот все мои дети отнюдь не горели жаждой знаний и рвением к освоению школьной программы. И поначалу мне было сложно их в этом понять… Как же так, не хотеть учиться?! Да это же так интересно и здорово! Но постепенно я научился понимать своих детей в их отвращении к изучению школьных предметов…

Мой опыт помощи в учебе ребятам из других семей дополнил это понимание. И полностью подтвердил правильность моего рабочего подхода, который состоял в том, чтобы стараться хотя бы ослабить градус отвращения к школьным знаниям. Особенно сие актуально для подростков.

Возможно, если бы я был более талантливым преподавателем, если бы я умел зажигать учеников, как умеют это делать великие педагоги, то результаты были бы гораздо круче. Но у меня нет такой гениальности, нет такого дара. Я просто человек с хорошим физико-математическим образованием, с умением понимать детей и приспосабливаться к ним. Поэтому правильная, адекватная постановка задачи дала мне верную стратегию и верную тактику. Ну, если нет особого таланта преподавателя, то надо хотя бы подойти разумно…

Позиция “снижать отвращение к учебе” дала мне возможность учить своих не испытывающих энтузиазма к школьным знаниям детей – и на вполне приличном уровне, в основном на “пятерки” в базовой государственной школе (где мы проходили аттестацию). В целом наш домашний учебный процесс шел успешно. Да и в вузы потом мои дети поступили в хорошие без проблем.

Это я все к тому, что я далеко не с потолка данную статью написал. Здесь вам предложена удобная и практически весьма ценная информация. На первый взгляд она может показаться странной и не шибко серьезной… Но на самом деле, принцип “уменьшать отвращение к учебе” является мощным, реально работающим и абсолютно эффективным.

Разумеется, впрочем, в практической педагогике существуют разные, зачастую прямо противоположные подходы, каждый из которых достаточно эффективен…

Позиция родителей очень важна для оптимизации учебного процесса школьника, для оптимизации результатов.

Как сказал когда-то давным-давно мой папа, “есть ситуации, в которых ищется идеальное решение, а есть ситуации, в которых ищется хоть какое-то решение”. Для большинства родителей школьников имеет место второй вариант. Условия современной массовой школы просто не позволяют найти идеальное решение. Но улучшить хотя бы кое-что – это мы точно можем.

Итак, правило №1:

Сформулируйте задачу следующим образом: “Как уменьшить у моего ребенка отвращение к школьной учебе?”