Мотивация к учебе 8

motivaciya_8

От столь веселой темы, как использование интересных учебных материалов и интересных форм занятий, затронутой в предыдущей статье, теперь я вынужден перейти к менее радостному аспекту, который тоже очень сильно связан с мотивацией к учебе.

Речь идет об индивидуальных психологических проблемах школьников – детей и подростков.

Не думайте, что это редкое явление – психологические проблемы и их влияние на учебу! Полагаю, для 50-60% учащихся сие вполне актуально. Так что обратите внимание на данный вопрос.

До сих пор многие родители боятся признаваться себе, что их ребенку требуется квалифицированная психологическая помощь. Да и вообще почему-то для огромного числа взрослых людей обратиться за консультацией к психологу – это почти что расписаться в собственной неполноценности, неудачливости. И вот ищут эффективных репетиторов, меняют школы, по-разному пытаются влиять на ребенка… – и это вместо того, чтобы пойти к психологу или хотя бы вдумчиво почитать хорошие популярные книги по детской психологии.

Следует различать: психология – это еще вовсе не психопатология. В хорошем квалифицированном поддерживающем психологе нуждаемся практически все мы. Другое дело, что далеко не все специалисты в данной сфере являются компетентными и заслуживают доверия, от многих лишь вред… Да и денег не всегда хватает на оплату такой помощи… Впрочем, есть и бесплатная государственная служба для школьников.

Мотивация к учебе зачастую блокируется личными внутренними трудностями ребенка или подростка. В ряде случаев эти проблемы получается успешно и довольно быстро решить. А в других случаях причины запрятаны более глубоко и являются более устойчивыми, и тогда улучшить ситуацию сложно…

Я перечислю некоторые типичные варианты.

1. Отношения с учителем. Они могут почему-то не сложиться. Бывает, что виноват учитель. А бывает, просто некий межличностный “неконтакт”. А случается и неверное восприятие учителя учеником… Во всех этих ситуациях компетентная помощь взрослых (и особенно хорошего специалиста-психолога) будет весьма и весьма кстати. И совершенно очевидно: взаимоотношения с учителем для 95% школьников существенно влияют на мотивацию к изучению того предмета, который этот учитель ведет.

2. Отношения с учебным предметом. Я имею в виду именно психологические отношения с алгеброй, физикой, ботаникой, географией, русским языком, литературой, историей… Здесь ведь не только вопрос индивидуальных склонностей, индивидуального интереса. Здесь присутствует еще и чисто психологический аспект. Кто-то почему-то ненавидит географию… Почему? А у кого-то очень не сложились личные отношения с химией… Опять же, почему? И далеко не так уж редко корни подобных проблем – в некоторых тонких психологических нюансах…

3. Отношения в классе с ребятами. Тут таится немало подводных камней – в том числе и для мотивации к учебе. То есть человеку может не нравиться именно коллектив одноклассников или его отдельные представители, а не сама по себе учеба. И наоборот: если тон в классе задают двоечники, то многие ребята автоматически ориентируются на их авторитет и поэтому тоже начинают пренебрегать учебой. И на такие ситуации вполне реально повлиять в лучшую сторону, если психологически грамотно воспитывать в ребенке, подростке личную силу характера. Иногда для этого нужен профессиональный психолог.

4. Внутрисемейные проблемы. Ясно, что на детей они всегда влияют очень сильно. И спад в мотивации к обучению школьным предметам довольно часто связан именно с острыми или вялотекущими глубинными психологическими проблемами родителей, а также с проблемами взаимоотношений родителей между собой.

5. Глубинные личные психологические трудности ребенка или подростка – в самом широком спектре. Даже если эти трудности не так уж сильны внешне и мало проявляются. Подсознательные блоки, страхи и т.п. действуют зачастую подспудно, системно ослабляя человека. Иногда именно здесь и находятся истоки личного нежелания учиться.

Ну и можно было бы продолжать и продолжать… Однако все это значительно лучше не читать в популярной статье, а разбирать совместно со специалистом.

Итак, для улучшения мотивации к учебе не пренебрегайте правилом №8:

Внимательно относитесь к психологическому состоянию школьника, к его внутренним проблемам и к проблемам во взаимоотношениях в школе. И своевременно старайтесь решать эти проблемы или хотя бы ослаблять их.