Мотивация к учебе 6

motivaciya_6

Итак, двигаемся дальше. Надеюсь, вы прочитали первые пять статей данного цикла и теперь готовы узнать о мощном резерве, который почти всегда под рукой, но которому обычно уделяют мало внимания.

Поверьте мне: ритм учебы, режим занятий во времени – это очень мощный резерв повышения мотивации к занятиям. В той же самой стандартной школьной системе. Просто за счет подбора более верного распределения в течение дня (или второй половины дня, после школы) учебных нагрузок, их форм и перерывов в них. Причем важнее не столько регулировать это снаружи (то есть родительским направленным влиянием), сколько приучать детей и подростков самостоятельно подбирать для себя оптимальный ритм, оптимальный режим занятий.

На первый взгляд данная идея может и не показаться продуктивной. Многие родители рассуждают так: “Главное в учебе – старательность и усидчивость”. А уж традиционные школьные педагоги и вообще натренированы работать почти исключительно в жестко заданном режиме уроков и перемен.

Но лично я убедился в чрезвычайной плодотворности подбора оптимального ритма в учебных занятиях. Причем я убедился в этом и как ученик (когда сам учился в школе и в вузе), и как домашний преподаватель для своих детей, и даже как репетитор.

Ритм – основа жизни. В любой деятельности верное чувство ритма, темпа, распорядка – это одна из основ успеха. И незачем тут делать особое исключение для школьной учебы.

Просто школа не может обеспечить индивидуальный подбор оптимально режима учебы для каждого учащегося. Поэтому делают наоборот: задают внешний жесткий ритм и всех строят под него. Да, организационно так ситуация удерживается. Но уровень мотивации к обучению ослабляется радикально – по сравнению с потенциально возможным.

Даже самых отъявленных балбесов, разгильдяев и двоечников удается хоть как-то втянуть в учебу, если правильно подобрать распорядок. Конечно, для таких учеников одного данного приема обычно недостаточно… Но все же немного улучшить процесс так обычно получается.

Что такое ритм учебных занятий?

Во-первых, это время в течение дня (вернее, в течение суток), когда проходят занятия. Это не такой уж тривиальный вопрос. Наша умственная работоспособность очень неравномерна. У одних она выше утром, у других – вечером, у третьих – в середине дня, а у кого-то самая высокая работоспособность вообще ночью. Бывает, что для человека в течение суток есть два или даже несколько оптимальных периодов для учебы.

Во-вторых, продуктивность нашей умственной деятельности существенно зависит и от “соседних” по режиму дня занятий (прогулок, приема пищи, физических нагрузок, интенсивного общения, чтения, приема душа, просмотра фильмов…). Опять же, все это весьма и весьма индивидуально. Да и для одного и того же человека в разные дни бывает по-разному.

В-третьих, внутри домашнего урока (или выполнения домашнего задания) есть свой ритм. То есть уже по минутам. И конечно, ритм отдыха, перерывов в учебе. Позаниматься 15 минут, сделать паузу на 2-3 минуты, потом позаниматься еще 15-20 минут, а уж потом сделать большой перерыв на полчаса-час – это один вариант распорядка (кстати, в начальных классах он обычно почти идеален). А три урока по 40-45 минут с короткими паузами в 5 минут – это уже совсем иной режим…

В-четвертых, всегда есть некий ритм в нашем общении с ребенком во время занятия (если мы его учим дома сами или если мы ему помогаем делать уроки, заданные в школе). Диалог – это действие, которое важно тонко чувствовать по ритму: и слова, и паузы молчания, и моменты нашего объяснения, и периоды самостоятельной работы ребенка…

В-пятых, не следует забывать и о более длительных ритмах учебы (дни, недели, даже месяцы). Обычно школьные домашние задания можно распределить в масштабе одной-двух недель. И это уже немалый потенциал для подбора оптимального распорядка, оптимальной раскладки по дням недели, по всему периоду.

Здесь, как в танце, невозможно дать рецепт, верный для всех, но зато можно научиться чувствовать ритм. И тогда учеба пойдет значительно веселее. Мотивация к занятиям будет меньше блокироваться неудобными для ученика ритмами в занятиях. А то представьте: вас учат танцевать, но включают музыку в неудобном, неприятном для вас ритме. Вам захочется так танцевать?

Разумеется, нужно всячески сотрудничать с ребенком (а уж тем более с подростком!) в деле подбора вместе с ним оптимальных ритмов в его учебе.

Мои дети в средних и в старших классах уже довольно хорошо умели подбирать для себя наиболее подходящий распорядок учебных занятий. Конечно, я все равно слегка приглядывал за этим, но в целом они справлялись самостоятельно.

Любой кинорежиссер скажет вам, что в фильме должен быть некий ритм, а иначе он не будет смотреться. Да и в песне это важнейший элемент. И в художественной книге. И даже в поединке двух боксеров на ринге это очень важно – каждый из них ищет удобный для себя ритм… Зачем же отказываться от ритма при изучении школьных предметов?

Понятно, что данная идея требует творческого подхода в реализации. Но повышение мотивации школьников к учебе (вернее, снижения отвращения к учебе) – достойная задача!

Кстати, внутри школьного урока тоже вполне возможна некая оптимизация по ритму. Многие опытные преподаватели чувствуют это и применяют на практике.

Пользуйтесь правилом №6:

Подбирайте оптимальные ритмы в учебе.