Мотивация к учебе 10

motivaciya_10

Ну вот наконец мы и добрались до нравоучительных разговоров с детьми и подростками. Подозреваю, что именно данная статья (из всего этого цикла статей о мотивации к школьному обучению) будет для большинства родителей любимой. Ведь чаще всего взрослые именно так и ставят вопрос: “Как объяснить моему ребенку, что ему надо хорошо учиться в школе? Что я должен для этого сказать? Какие аргументы привести? И как заставить школьника учить то, что ему потом в жизни, в профессии не пригодится?”

Причем подобные вопросы задают и родители учеников начальной школы, и родители старшеклассников, и родители студентов… Скажу сразу: однозначного и прямого ответа здесь не существует.

Но существуют некоторые конструктивные соображения на данный счет. Возможно, они вам чем-то помогут…

Во-первых, неплохо работают “разговоры о жизни” (если их вести не в нравоучительно-назидательном тоне, а просто как рассказы, как свободные искренние диалоги). Для взрослого человека преимущества хорошего образования вполне очевидны. Расскажите вашим детям подробнее об этом – с реальными примерами из жизни (вашей или ваших знакомых, или каких-то интересных людей…), с честными оценками жизненных ситуаций и коллизий. Не торопитесь “навязать мораль”. Лучше просто расскажите о том, “как устроена жизнь”, “как в жизни бывает”… Такие рассказы всегда вызывают у детей и подростков интерес и активное восприятие.

Во-вторых, сильным аргументом является тот факт, что учиться на “двойки” и “тройки” – это довольно часто более нервно и более затратно по времени, чем учиться на “четыре” и “пять”. Просто так уж получается. Многие школьники-лентяи сами себя наказывают, отлынивая от учебы, ибо в результате у них становится больше проблем и нагрузок. Хорошая учеба в базовой массовой школе вообще не требует сверхусилий. С чисто прагматической точки зрения это выгоднее.

В-третьих, детям и подросткам следует разъяснять, что школьные предметы ценны не сами по себе, а тем, что формируют общие интеллектуальные навыки, тренируют мозг вообще, учат думать. Конечно, в методах преподавания в современной массовой школе существует множество изъянов. Но все же в целом есть и немало возможностей для учащегося качественно развивать свой интеллект. То есть учеба в школе, в колледже, в вузе – это, прежде всего, общая тренировка интеллекта!

Разные школьные предметы представляют собой различные формы тренировки ума. Это похоже на общую физическую подготовку спортсмена, осуществляемую в виде бега, различных силовых упражнений, растяжек и т.п. А технические навыки конкретного вида спорта тренируются отдельно, особо. Но их никак не выработаешь без базовой общефизической подготовки. Аналогично и в интеллектуальной сфере: хорошо развитый интеллект является базой для любой профессии, где нужно хоть немного думать.

В-четвертых, имеет смысл попытаться соотнести текущую учебу (конкретные предметы, темы) с возможностями будущей профессии – если в данном плане уже есть какие-то предположения, намерения, идеи… Важно рассказать ребенку, подростку о деталях и особенностях этой выбранной будущей профессии и показать, как там пригодятся навыки и знания, получаемые на уроках по школьным предметам. Надо ведь четко понимать, что для детей и подростков представления о профессиях – это нечто условное, довольно абстрактное, зачастую с элементами фантазии… А вы конкретизируйте эти представления.

В-пятых, точно так же можно рассказывать и о ценности таких качеств, как: свободное владение речью, общая грамотность речи; развитое логическое мышление; общий культурный, исторический и географический кругозор; знания о здоровье и о болезнях, об устройстве человеческого организма; навыки черчения и вообще пространственного мышления… Все эти вещи пригодятся в массе профессий да и вообще во множестве реальных жизненных ситуаций. Поговорите об этом с детьми.

В-шестых, намекните, что растущий человек сам еще толком не знает, кем он будет после школы. На кого он пойдет учиться? Кем потом он будет работать? Пока все это еще вилами на воде писано… Настроение и цели меняются… А если по многим школьным предметам сформирована хоть какая-то база, то потом, при желании резко изменить курс (скажем, в 11 классе или даже через несколько лет после школы), будет значительно больше возможностей выбрать то, что хочется.

Я привел здесь лишь тезисы, отправные точки для ваших бесед со школьниками о целесообразности учебы. Вы вполне можете оттолкнуться от данных моих тезисов – и искать ваши собственные пути в разговорах с вашими детьми. Тут ведь очень многое зависит и от характера ребенка или подростка, от системы его ценностей, от важных для него авторитетов, от его интересов и желаний… Для взрослого вести такие разговоры, конечно, сложно… Но куда деваться?

Я сам вел со своими детьми подобные разговоры в изобилии. Я придавал этому очень большое значение. И считаю, что эти усилия и время полностью себя оправдали.

В моих книгах “Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки” и “Семейное обучение как система” вы найдете немало подсказок для бесед со школьниками об учебе. Эти книги свободно размещены на моем сайте. Да и статьи на сайте есть многие, которые тоже дадут вам некие помогающие идеи в данном плане.

В целом, согласен, все это реализовывать не так просто, как хотелось бы. Неоднозначный это вопрос – для чего учиться… Но для мотивации к обучению он, разумеется, очень и очень важен. Так что постарайтесь как-нибудь креативно подойти к подобным разговорам.

Правило №10:

Рассказывайте детям и подросткам о преимуществах, которые дает хорошее образование. Но рассказывайте без нотаций, в свободном дружеском тоне, с примерами из реальной жизни.