Индивидуальная траектория обучения в школе и дома

individualnaya_traektoriya_obucheniya

История и парадигма массовой школы на протяжении двух столетий (XIX и XX века) почти абсолютно убили традицию индивидуальной траектории в получении образования (которая существовала тысячелетия). Но сейчас во всем мире происходит активное возвращение к идее личного вектора и личного пути в школьном обучении. Причем это происходит как при домашней форме образования, так и все больше в школах – государственных и частных, базовых и продвинутых, огромных и крошечных…

Что нужно знать и понимать родителям на данный счет?

Первое и главное, что важно осознавать: учителя в школах обычно мало смыслят в данном вопросе, так как вся традиция их подготовки построена в духе массовой, групповой педагогики, именно таков их опыт и компетенция.

Мыслить в категориях индивидуальной образовательной траектории учащегося – это нечто новое в современной истории школьного обучения. Поэтому здесь в основном необходимо думать самим родителям. Плюс, конечно, самим школьникам (и особенно в старших классах).

Второе и почти столь же главное: идея индивидуального пути в школьном обучении в целом не должна вступать в радикальное противоречие с доминирующей в социуме концепцией школьного образования.

Важно научиться сочетать индивидуальный путь и некие общие стандарты. Хотя бы потому, что в этот социум надо вписываться – хороший он или плохой, нравится он нам или не нравится… Поэтому вряд ли имеет смысл уходить на полностью оторванные от массовых программ и правил пути в образовании. Возможно, у некоторых и получится учить детей как-то совсем иначе, нежели принято в обществе, и при этом без потери качества и системности… Однако лично мне все же разумный компромисс между индивидуальным путем и общепринятыми нормами представляется более правильным.

Третье и тоже почти главное: ориентироваться нужно на все имеющиеся в распоряжении ресурсы (общеобразовательная школа, Интернет, репетиторы, силы родителей и других близких, книги, отдельные очные или дистанционные курсы, работа на реальном производстве или в любых других реальных организациях, личное обучение у мастеров, экскурсии и путешествия…). Выбирайте то, что вам по силам, что доступно, и не забывайте о наличии этого широчайшего спектра возможностей для образования.

Мой личный опыт (и как школьника в свое время, и как родителя-преподавателя для своих детей, и как репетитора и консультанта в других семьях) говорит следующее: вопрос об индивидуальной траектории в школьном обучении – это прежде всего вопрос личной внутренней позиции учащегося, это в целом не очень зависит от среды или от условий по жизни вообще.

Представьте себе обширную страну, в которой есть леса, поля, горы, болота, озера, холмы, реки, города, небольшие поселки, маленькие деревушки… Вы путешествуете по данной стране. Вы ее изучаете.

Для вас ученые и хорошо организованные работники сферы туризма разработали некие стандартные маршруты. Неплохие в целом маршруты. Но одинаковые для всех. Все расписано по часам и по дням, все разложено по полочкам: и путь следования, и режим отдыха, и места для ночлега, и список обязательных для посещения достопримечательностей, и набор туристических буклетов и сувениров, и стоянки для пикников с шашлыками, и стандартные тексты для сопровождающих гидов…

Насколько эффективен такой способ изучения данной обширной страны? Ну, трудно сказать… Кто-то любит так путешествовать, а кому-то так скучно… Кто-то интересуется, скажем, лишь природными пейзажами, а кого-то за уши не вытащишь из города…

Главное: данную страну можно изучать и по-другому, в своем индивидуальном режиме, самостоятельно выбирая свой личный маршрут и раскладку по времени. Впрочем, никто при этом не запрещает частично пользоваться и стандартными маршрутами, общими гостиницами, проложенными за века тропами…

Мы вполне можем привыкать самостоятельно (или с помощью умных старших советчиков, которым мы доверяем) ориентироваться в этой стране, самостоятельно искать новые пути. Так интереснее. И эффективнее. Конечно, если подойти к данному процессу разумно и ответственно.

Страна знаний, огромная и неизведанная, простирается перед каждым школьником. Как ее изучать? Имеет ли смысл во всем довериться профессионалам – опытным гидам и проводникам? Или лучше на свой страх и риск пуститься в самостоятельное плавание на лодке по реке? Какую часть данной страны мне необходимо изучить в первую очередь и как можно тщательнее – с учетом моих возможных дальнейших задач в жизни?

Если вы решаетесь подыскивать для вашего ребенка индивидуальную траектории в школьном образовании, то рекомендую подумать над следующими вещами.

1. Не стоит забывать про общую минимальную базу. Ее можно осваивать стандартными или нестандартными способами, но она важна. При выборе любых индивидуальных путей у вашего ребенка всегда должно быть нечто, на что он всегда может опереться.

2. Совершенно не обязательно во всем следовать строго в русле школьной программы – по темам, по объемам, по времени… Что-то можно изучать, а что-то не изучать. Некоторые темы или предметы можно пройти углубленно, а некоторые в минимальном объеме. Кроме того, ряд учебных тем вполне возможно изучить на год-два или даже на несколько лет раньше, чем это положено в школе, а другие – на год-два позже школьного распорядка или даже вообще после школы.

3. Важно ориентироваться на текущий интерес ребенка, подростка. Скажем, я в начальной школе увлекался математикой, в средних классах мои интересы сместились в область биологии, а в старших классах я активно переключился на физику. А моя младшая дочка в школе интересовалась биологией и химией, параллельно много занималась рисование и читала, а после школы решила учиться на переводчика с английского языка. Интересы ребенка, подростка могут существенно меняться в разных классах школы, и это важно отслеживать.

4. Мы не знаем, что реально пригодится нашему ребенку-школьнику через 5-10-15-20-… лет в школе, в вузе, в профессиональной работе, вообще по жизни…

5. Цель школьного образования (в любом случае!) состоит не столько в запоминании некоторых объемов заранее заданной информации, сколько в общем интеллектуальном развитии, в выработке базовых интеллектуальных навыков. Хорошее владение речью, умение читать сложные тексты и адекватно их понимать, логическое мышление, пространственное мышление… – это пригодится всегда и всем. Плюс общий кругозор. И плюс умение учиться!

6. Содержание образования – это и в очень большой степени контакты с конкретными людьми (преподавателями, другими специалистами в конкретных областях, одноклассниками, другими школьниками, случайными “попутчиками”…) – очень многое передается именно через личные контакты. Это очень важно! Массу вещей мы воспринимаем не только через конкретное содержание школьных уроков и учебников, но и через общение, через взаимодействие в различных ситуациях. Люди, у которых мы учимся и рядом с которыми мы учимся, ценны сами по себе. И наше с ними общение в школе становится нашим багажом, на который мы опираемся дальше в жизни…

7. Обратите внимание: мы говорим именно о пути, о траектории в образовании, а не о “наполнении полок в нашем уме знаниями”. Приключение, путешествие, открытие для себя великой страны знаний – вот что мы имеем в виду. Вариантов конкретных индивидуальных маршрутов – миллионы и миллионы.