Главные проблемы всех школьников в начале XXI века

glavnie_problemi_shkolnikov

Для родителей, отправляющих своих детей в 1 класс, и для родителей, чьи дети ходят в школу уже много лет, для сочувствующих и участвующих бабушек и дедушек, а также для школьных преподавателей и для педагогов индивидуального обучения – для всех важно четко осознавать, какие проблемы являются наиболее актуальными для абсолютного большинства школьников. То есть для школьников всех классов, всех школ, всех стран. Именно четкое и ясное понимание главных проблем дает нам больше шансов успешно помогать ребенку или подростку в школе. Наша мудрость, наша позиция, наша точная поддержка – это очень важно.

Обратите внимание: гораздо эффективнее, когда мы видим корни проблем, их первопричины, их суть. Из этих корней вырастают разнообразные конкретные трудности – для кого-то они больше, а для кого-то меньше. На мой взгляд, очень многие родители, стараясь помочь своим детям на сложных путях школьного образования, думают вовсе не о том, о чем необходимо думать в первую очередь. Из-за этого происходит распыление внимания, времени, сил и средств на тысячи и миллионы частностей – и посему обычно так и не удается достичь существенного прогресса в решении проблем с учебой.

С другой стороны, ясно осознав главные, стержневые проблемы современных школьников, мы можем гораздо более целенаправленно и рационально использовать свои возможности в поддержке детей и подростков. Даже в весьма сложных школьных ситуациях у родителей есть немало путей, чтобы направить процесс учебы в более гармоничное русло, чтобы помочь школьнику достичь успеха или хотя бы существенно снизить напряжение и остроту трудностей в обучении школьным предметам.

Очень важно: влияя на корни всех школьных заморочек, мы тем самым влияем и на массу конкретных проблем. Поскольку существуют именно максимально общие, системообразующие трудности в школьном учебном процессе, на основе которых формируются препятствия для каждого конкретного ученика в каждой конкретной ситуации.

Возможно, я ничем вас и не удивлю, когда далее буду перечислять шесть основных проблем в школьном образовании для детей и подростков… Вы, вероятно, уже или слышали что-то подобное, или читали нечто близкое, или сами размышляли в сходном ключе… Цель моей статьи – проакцентировать тот факт, что именно эти шесть проблем являются самыми главными, самыми сущностными, самыми корневыми. И конечно, я кратко сформулирую некоторые практические идеи по преодолению этих трудностей.

Главная проблема номер один – это цейтнот и перегрузка.

Это просто сумасшедшее давление на детей и подростков со стороны нашего прогресса и наших технологий. Цивилизация мчится вперед, наращивая темпы и объемы – по крайней мере, во многих сферах. И школьники испытывают на себе соответствующий прессинг, который отражается и в учебных программах, и в ритме занятий, и в общем настроении на уроках…

Все видят это и говорят об этом. Но обычно взрослые относятся к данному факту как к одной из рабочих трудностей, которую надо преодолеть ради получения хорошего образования и дальнейшей успешной карьеры. “Чтобы стать достойным человеком, достойным членом общества, необходимо научиться преодолевать трудности в учебе”, – так рассуждают мудрые родители и учителя. И тут не поспоришь.

Однако реальность состоит в том, что данная фундаментальная проблема (цейтнот и перегрузка) является для школьника непреодолимой!

Уровень возможностей психики ребенка, подростка просто не соответствует темпу и объемам предъявляемых ему сведений, а также требованиям по их пониманию, по отчетности, по качеству усвоения. Задача, которую ставят взрослые перед школьниками, не является реально разрешимой. У нее просто нет решения! Вы не можете влить 100-200 литров воды в ведро вместимостью в 10 литров! И уж тем более вы не сумеете сделать этого быстро!

И здесь даже почти не существенен уровень качества преподавания или уровень индивидуальных способностей ученика, а также уровень старательности школьника и его родителей. Решить задачу адекватного усвоения такого количества учебного материала невозможно в принципе. Объемы и темп – запредельные.

Сравните данную ситуацию с приемом пищи. Любой человек не может съесть за один раз больше, чем вмещается в его желудок. Ну никак! Даже если еда вкусная и красиво сервирована, даже если в ней много полезных для организма витаминов и микроэлементов, даже если уговаривать, что “потом это пригодится в жизни”…

Кстати, если уж сравнивать учебу с едой… Жевать ведь необходимо не спеша – и чтобы вкус пищи распробовать, и чтобы усвоилось все правильно. И могу ли я, скажем, за полгода скушать 300 тонн продовольствия? Уж не говоря об индивидуальном подборе продуктов…

Очень рекомендую вам, уважаемые родители, вспоминать иногда это сравнение – пищи обычной и пищи интеллектуальной. Это поможет вам трезво оценить трудности вашего ребенка в школе.

Что делать? Ответ дает наша природа. Выход существует только один: снижать нагрузки, снижать их темп. И вот огромное количество школьников переводят себя в “режим торможения”, отлынивают от учебы, тянут время… А относительно небольшой процент учеников (те, кто занимаются старательно и успешно) либо запредельно перегружаются, либо ищут обходные пути…

И обратите внимание: качество усвоения интеллектуальной информации радикально ухудшается от перегрузки и от нехватки времени. Это точно так же, как и с физической пищей – ее надо жевать не спеша и при этом не переедать.

Позиция родителя, конечно, не может решить данную проблему радикально и глобально. Ну разве что в режиме семейного обучения. Но все же любой родитель может так сориентировать своего ребенка в стихии школьной учебы, чтобы уменьшить воздействие перегрузки и спешки.

Например, можно не требовать высоких достижений по всем предметам. Да и вообще, во всей массе конкретных ситуаций вы либо соглашаетесь с запредельным для школьника темпом учебы и активно поддерживаете такой режим нагрузок, либо изо всех сил стараетесь хоть как-то смягчить данную проблему. Здесь в первую очередь именно вопрос вашей личной позиции.

Проблема вторая из серии самых главных – это невысокий уровень преподавания.

Талантливых педагогов не так уж много. Разумеется, просто хороших, добросовестных, компетентных, любящих детей и свою работу школьных учителей – миллионы и миллионы… И да, они приносят огромную пользу… Но все же здесь требуется существенно более квалифицированный подход – чтобы обучать реально эффективно, сильно и точно. Зачастую, кстати, для этого оптимальным является не стандартное педагогическое образование, а качественное профессиональное образование в той области, которую человек преподает – в физике, в биологии, в истории, в математике, в рисовании, в литературе…

Ясное дело, что жесткая и инертная школьная система сильно мешает даже талантливым педагогам, ограничивает их возможности, блокирует их эффективность. А многие таланты в такой обстановке и вовсе не реализуются, чахнут на корню…

Волшебство успешного преподавания – это и особый талант, дар, и плод серьезного обучения самым разным вещам (от высокой науки до актерского мастерства, от практической психологии до навыков рисования мелом на доске). А уж как важно великолепно знать и по-настоящему любить свою область, свой предмет! Да и широкий интеллектуальный кругозор тоже очень-очень важен… К сожалению, образование и навыки большинства школьных педагогов далеки от всего этого…

Подчеркиваю: я глубоко уважаю школьных учителей. Я вполне понимаю, как им непросто делать даже то, что они делают, а это ведь очень немало! Но факт есть факт. Уровень преподавания в школах в целом слаб.

Что в данной ситуации может сделать родитель? Для начала – понимать факт слабости школьного преподавания и сочувствовать своему ребенку, которому трудно учиться, в частности, и в силу того, что его учат не так уж здорово.

В руках родителей – широкий спектр средств для повышения уровня преподавания во всех предметах, независимо от школьных уроков. Интернет предоставляет нам все возможности, причем в основном бесплатно. Конечно, есть некая проблема в том, чтобы уметь находить качественные учебные материалы. Но это решаемая проблема.

Особый вариант – пригласить репетитора (очно или по скайпу). И здесь тогда уж важно подбирать уровень репетитора – чтобы он был существенно выше, чем уровень преподавания в школе.

Совсем особый вариант – когда родители учатся сами великолепно преподавать школьные предметы. Ну, сие непросто, разумеется… Однако, например, хорошее профессиональное образование здесь послужит мощной базой. Освоив формы подачи материала и способы организации занятий, родители нередко могут выступать эффективнее школьных учителей, особенно в условиях работы со всего одним своим ребенком (а не с классом).

Должен сказать, что сам я вовсе не считаю себя таким уж суперским преподавателем… Мой уровень – это хороший средний уровень преподавания. У меня нет особого таланта школьного учителя или репетитора. И основной опыт для меня – это свободные домашние занятия в своей семье или в семьях близких по духу друзей… А в школьном классе я и не пробовал преподавать, мне себя в таком режиме даже не представить…

Третья главная проблема школьников – отсутствие умения учиться.

В школах этому вообще практически не учат. Но данный навык является ключевым! Примерно 10-20% школьников овладевают им самостоятельно – на более-менее приемлемом уровне. А все остальные так и учатся в школе безо всякого умения это делать! Парадокс!

Глубоким заблуждением является представление о том, что для успешного усвоения школьной программы будто бы вполне достаточно просто добросовестно выполнять все требования учителя. Нет! Главное – самому занимать активную позицию учащегося, самому искать оптимальные пути и режимы учебы. А пассивная позиция в целом очень неэффективна.

Для начала, пожалуйста, задумайтесь, как это важно: научить школьника учиться самостоятельно! Родители обычно почему-то думают, что главное – найти хороших учителей, купить хорошие учебники и обеспечить контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания… Но этого недостаточно! Глубоких, системных, качественных знаний так не добьешься. Разве что обучающий ребенка педагог будет особо нацелен на выработку у своих учеников самостоятельной и активной позиции в учебе.

Обучая своих детей дома, я с первых классов учил их самостоятельно осваивать материал по учебникам. Более подробно вы можете почитать об этом в моей книге “Повесть о педагогической свободе”, там есть специальная глава, которая так и называется: “Самостоятельность и умение учиться”. Книга свободно есть на моем сайте.

Так же рекомендую прочитать короткую книжку, написанную в форме эссе для подростков, под названием “Ты умеешь хорошо учиться?!” – тоже на моем сайте. Хотя бы сами почитайте – чтобы войти в курс данной темы. А если вам удастся уговорить (или как-то хитро организовать), чтоб ваше чадо в подростковом возрасте прочитало эту весьма и весьма полезную книжку, то будет совсем замечательно. Ну или хотя бы четыре сказки оттуда прочитайте ребенку вслух…

Родители вполне могут дополнить школу и помочь своим детям освоить умение учиться. В современном мире умение быстро и эффективно осваивать новые для человека знания и навыки является в большинстве случаев важнее некой статичной суммы информации, вкладываемой в голову в школьные годы (и на 99% потом успешно забываемой). В любой профессии рост определяется умением учиться новому. И во всем мире это так.

А требовать от ребенка, подростка, чтобы он хорошо учился, не научив его как следует это делать, – занятие обычно довольно странное и малоэффективное. Ну как требовать от строителя, чтобы он хорошо строил дома, если его никто не научил их строить?

Четвертая главная проблема школьников почти везде – отсутствие должного воспитания со стороны компетентных взрослых.

Школьное образование обычно строится как передача учащимся знаний и навыков. А задача воспитывать учеников перед школой как бы стоит вроде бы, но реально она почти не решается. У школьных учителей практически нет ни возможностей, ни должных умений для такой работы.

А жаль! Потому что при правильном раскладе педагогика – это на 75% именно воспитание и лишь на 25% обучение конкретным предметам. Или вы не согласны с данным тезисом?

Понятное дело, школьные учителя в какой-то степени все же воспитывают учеников – заодно с уроками, прямо по ходу учебного процесса. Личное человеческое общение, любые формы взаимодействия детей и взрослых – это всегда и воспитание тоже. Особенно в начальных классах роль учителя в данном плане может быть высока. Но вот с подростками дело обстоит обычно совсем слабо. Как их воспитывать в условиях школьного формата и распорядка?! Да еще с учетом того, что учителя загружены кучей других дел…

Воспитание характера и нравственных качеств, обучение навыкам работы в команде, развитие умения строить конструктивные отношения с самыми разными людьми, выработка лидерских качеств, тренинги по преодолению конфликтных ситуаций, формирование чувства ответственности за свои действия, подготовка к семейной жизни, обучение практической психологии и саморефлексии…

А также просто обучение тому, “как устроена жизнь”…

Задушевные разговоры и совместное преодоление трудностей, взаимная поддержка и чуткость, уважение друг к другу и умение признавать свои ошибки…

Всего этого школьникам (и особенно подросткам) так катастрофически не хватает, что чего же удивляться их нежеланию учиться?! Ведь интуитивно каждый человек ищет в первую очередь не абстрактных знаний по школьным наукам (которые якобы когда-то пригодятся), а реального понимания, как жить с другими людьми и с самим собой, как действовать в нашем сложном мире.

Понятно, что воспитание школьников – очень непростая задача. Этому необходимо особо учиться – и педагогам, и родителям. И, разумеется, некоторые работники системы образования действуют в данном плане весьма эффективно. Я таких даже видел. Но пока, к сожалению, они – как редкие оазисы в пустыне.

Согласитесь, что в начале XXI века реально главные факторы воспитания для большинства подростков – это телевизор, компьютер и сверстники. А все остальные факторы работают слабо.

Что мы можем сделать? Очевидные пути: 1) родители сами всерьез и компетентно осваивают роль воспитателей (а не только родителей) для своих детей; 2) надо искать и строить ситуации, в которых дети и подростки взаимодействуют со взрослыми, умеющими брать на себя и функцию воспитателей.

Пятая проблема, о которой необходимо сказать, – это оторванность школьного обучения от жизни.

Тут все ясно. И только ленивый не ругает за это систему школьного (да и вузовского) образования. Неясно лишь, как всю эту систему переделать…

Абстрактное обучение (”неизвестно ради чего”) с трудом “входит в голову”. А если и входит, то ненадолго там остается. И наоборот, обучение в ходе решения реальных интересных жизненных задач является быстрым и эффективным.

Как исправить ситуацию глобально, я не знаю. Возможно, еще лет 50 мало что изменится в данном плане к лучшему… Ну разве что в локальных каких-то масштабах…

Мы вполне можем своими силами пытаться как-то компенсировать данный фундаментальный недостаток современной школьной системы. Самый доступный путь – рассказывать детям и подросткам о том, где и как в окружающей нас реальности применяются на практике те вещи, которые изучаются в школе на уроках.

Наука проходит большой путь от созерцания многообразия явлений и их кажущегося хаоса – к выделению абстрактных принципов и законов, лежащих в основе всего этого многообразия. И это поистине здорово! Но почему школьников сразу учат абстрактным закономерностям, не показывая их практической связи с миром явлений?

Начиная с того, что изучать счет в 1 классе надо не в форме абстрактных чисел, а считая реальные предметы (яблоки, ворон, грузовики, деньги…), и кончая химией и физикой в старших классах, где не худо бы разобраться в устройстве конкретных технических устройств, – везде есть шанс увязать учебу с жизнью. Если школа не решает эту задачу, то родители должны сами ее решать, параллельно с учебой.

В качестве шестой глобальной проблемы я назову такую вещь, как слишком взрослый язык уроков и учебников.

Да-да-да! Сие есть огромная проблема во всей традиции школьного обучения во всем мире! И это мощный блок на мозги детей и подростков. Им все объясняют на языке, далеком от их восприятия.

Почему так сложилось, думаю, вполне понятно. Раньше язык науки был языком немногих взрослых людей, узкого круга профессионалов-интеллектуалов. Тот, кто хотел войти в данный круг, должен был сам стараться освоить этот сложный и специфический язык. И лишь в ХХ веке абсолютно всех детей и подростков стали поголовно учить на сложном и строгом языке науки…

Такой подход приносит нам всем огромные трудности – в мировом масштабе. Но традиция продолжает сохраняться, несмотря на общую низкую эффективность школьного обучения. Взрослые люди говорят на своем взрослом языке с детишками и с подростками и удивляются, что дети и подростки плохо понимают взрослых…

Представьте, что вы приехали в другую страну и стали там преподавать математику на вашем родном языке, а не на том языке, на котором разговаривают жители данной страны. Каков будет уровень эффективности учебного процесса? Ну вот и в школах так же…

Многие родители (да и репетиторы) занимаются тем, что “пересказывают” для детей и подростков школьные учебники и школьные уроки – “переводят” на язык, понятный ребенку. Я и сам занимался этим все время. А куда деваться?

Итак, уважаемые взрослые, я изложил свою версию “главного проблемного списка” для всех школьников. Напомню еще раз:

1. Цейтнот и перегрузка.

2. Невысокий уровень преподавания.

3. Отсутствие умения учиться.

4. Отсутствие должного воспитания со стороны компетентных взрослых.

5. Оторванность школьного обучения от жизни.

6. Слишком взрослый язык уроков и учебников.

Для решения данных проблем в глобальном масштабе у нас, обычных родителей, нет ни сил, ни полномочий, ни времени, ни четкого понимания, как их решать… Но мы можем постараться существенно ослабить влияние этих фундаментальных факторов на нашего ребенка. От позиции и от старания родителей здесь все зависит даже больше, чем от действий школьных педагогов. Ведь учитель – человек подневольный, обязанный работать в жесткой системе. А родители гораздо более свободны в выборе форм и методов.

Даже просто сам факт осознания главных проблем школьников даст вам опору и ключевые идеи – как вести себя во всех разнообразных ситуациях, связанных со школьной учебой ваших детей. Держите в голове этот список из шести пунктов – и вспоминайте его, когда столкнетесь с очередной конкретной трудностью. Помните, что очень многое зависит и от вашей личной позиции, от вашего понимания ситуации, от ваших действий.