Страшный стереотип слов и логики

stereotip-slov-i-logiki

Данная статья посвящена одной конкретной мысли: не надо в преподавании зацикливаться на логичности ваших объяснений, на логичности всего процесса взаимодействия с учеником.

Да, сколько-то логики необходимо. Да, мы используем логичные фразы и целые логичные тексты-речи. Но сие представляет собой лишь одну сторону ситуации обучения. И если вы в преподавании будете видеть лишь ее, то почти наверняка станете лузером, неудачником. Не бойтесь некоторой доли нелогичности, иррациональности, парадоксальности.

Я рассказываю об этом во многих своих статьях, книгах, аудио-беседах для родителей… Рассказываю с разных сторон. И все потому, что страшный стереотип слов и логики представляет собой одно из самых серьезных препятствий на пути эффективного преподавания школьных предметов.

Мы, умные взрослые люди, любим говорить. И мы любим говорить логично. Логика – одна из основ нашей цивилизации. Но не надо забывать, что это не единственная основа. Мир – это не научная модель и не программа на языке компьютера. Мир – это не схема.

Соответственно, любой процесс преподавания в очень значительной степени неалгоритмичен, неупорядочен, невербален вообще. Фактически, обучение школьников ближе к магии, к сфере искусства, к сказке… Да, владение логикой дает нам некое умение ориентироваться в данном процессе, строить его последовательно и целенаправленно. Но еще лучше – просто чувствовать его и действовать более спонтанно, более непредсказуемо, более творчески, более непринужденно.

Логичные разговоры – привычный способ коммуникации во взрослом мире. Но в мире детей и в мире подростков логика зачастую буксует, не работает. Ее просто не хватает для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие преподавателя и ученика.

Практически это означает, что я могу объяснять какую-то тему логично, спокойно, последовательно, а потом вдруг – раз! – и ляпнуть нечто совсем нелогичное, чисто от балды, из другой оперы вообще, как-то интуитивно-иррационально, просто на эмоциях или на почти неуловимых ассоциациях… И такой шаг может оживить урок, улучшить наш контакт с учеником, помочь выйти из тупиковой ситуации непонимания, дать иной разворот в дальнейшей стратегии… Или, конечно, этот шаг может весь урок сломать и привести в хаос.

Здесь есть некая грань, которую можно только почувствовать. Каково оптимальное соотношение логичности и нелогичности в конкретном уроке, с конкретным учеником? Диапазон может быть очень широк.

Почему-то огромное количество любящих родителей, компетентных педагогов, социально успешных взрослых людей постоянно скатываются при общении с детьми и подростками в чрезмерную логичность, в избыточную упорядоченность, в умопомрачительное доминирование “правильных слов”… Честно говоря, я и сам к этому склонен. Но стараюсь за собой следить и вовремя корректировать свое поведение в данном плане.

Почти каждому из нас, взрослых, нужна в голове некая “напоминалка” для нашего педагогического сознания. Надо просто иногда вспоминать, что нет никакого смысла зажимать себя исключительно в рамки логичности. Надо разломать этот страшный стереотип логики! И тогда любой урок, любой разговор с ребенком или подростком пойдет значительно веселее и принесет существенно больший положительный эффект.

Чем отличается “сухая логика” от “живой логики”? Чем отличается преподаватель-зануда от веселого преподавателя?

Логика может быть силой. А может быть страшной силой. Вы чувствуете разницу?