Подсознательное привыкание к предмету
Многие родители спрашивают меня, как учить детей дома более эффективно всем школьным предметам. И я год за годом ломаю голову, вспоминаю свои собственные мытарства и пытаюсь понять, что еще могу рассказать на данную тему (в дополнение ко всему, что рассказал ранее).
И вот содержание данной статьи – это еще одно мое ретроспективное обобщение, еще один результат анализа своего опыта семейного обучения. Причем тут я расскажу о принципе, который лично мне всегда казался настолько очевидным, что я даже и не выделял его как-то особо у себя в голове. Но сейчас понимаю, что очень многие люди о нем даже и не ведают.
При изучении любого школьного предмета да и при изучении вообще любой новой информации (в том числе и взрослым человеком) дело не только в правильной последовательности преподавания. И не только в удачном подходе к структуре и к режиму обучения. И не только во всяких артистических приемах, хороших сопроводительных рисунках, подходящих учебниках и пособиях. И вообще дело не только в том, как построить учебный процесс. Есть еще нечто существенное. И очень важное.
Повторяю, мне самому почему-то данная вещь казалась очевидной. Для меня это было нечто само собой разумеющееся. Это входило в мои базовые представления о том, как устроена жизнь, которые я приобрел в процессе своего роста и взросления.
Суть проста: новую учебную информацию надо не только заложить в сознание, но и обеспечить подсознательное привыкание к ней.
Это вполне очевидная вещь. Но она зачастую ускользает от внимания родителей и преподавателей. Обучение происходит через интеллект, спору нет. Но параллельно должен накопиться некоторый объем информации и в подсознании. И это уже не чисто интеллектуальный процесс, а более глубинно-психологический. И он требует и времени, и условий, и некоторого внимания.
Посмотрите, как устроена любая программа по любому школьному предмету. Это четкая и структурированная система интеллектуальной информации, это перечень интеллектуальных знаний и навыков, которыми ученик должен овладеть за тот или иной период обучения. Ну и да, тут все ясно, казалось бы. Однако это всего лишь надводная часть айсберга. А как известно, лишь 10% айсберга торчит выше уровня воды. Остальные 90% находятся под водой.
Мое впечатление таково, что соответственно 90% трудностей, испытываемых учениками разных классов при освоении школьной программы, как раз связаны с “подводной частью” процесса обучения, то есть с подсознательными аспектами. И подчеркиваю еще раз: это уже не очень зависит от структуры, логики и мастерства действий преподавателей. Подсознание – штука тонкая, иррациональная и малопонятная вообще. И оно у каждого из нас очень свое.
Разумеется, когда я начинал свою карьеру домашнего преподавателя для собственных детей, то не формулировал все это конкретно в таких выражениях. Мне просто было интуитивно понятно, что ребенку необходимо психологически привыкнуть к предмету, как бы подружиться с ним. И я понимал, что это не вопрос качества моих объяснений и не вопрос подбора конкретных тренировочных упражнений для ребенка, а скорее вопрос времени, вопрос моей мягкой психологической поддержки своих учеников, вопрос некоторых дополнительных педагогических средств и приемов…
Ведь именно так устроено все в мире. Исключений практически нет. Для освоения любой новой сферы деятельности человек должен сформировать в своем подсознании мощный соответствующий базис. Только это даст устойчивое и уверенное владение новой информацией, новыми обстоятельствами во всех нюансах.
Как нам говорили в свое время в вузе: “знания – это то, что останется в ваших головах после того, как вы забудете все, чему учились в институте”. И ради этого, собственно, все высшее образование и затевается. Интеллектуальная информация на 99% стирается в памяти очень быстро. Но что-то остается в глубинах сознания, какой-то характерный профессиональный способ мышления, какая-то мощная подключенность к данной профессиональной области.
Тот же принцип работает и в школьные годы. Но традиционная школьная система гораздо более консервативна, чем система высшего образования, в которой присутствует сильная необходимость хоть как-то поспевать за происходящими в мире изменениями. Однако и школьники забывают практически все сведения, которые так старательно пытались запихнуть в их головы взрослые в течение всего периода школьного обучения. Ну, что-то остается, конечно… Наверное, как раз не более 10%… А то и вообще 1-2%… Хотя как измерить это? И как оценить, насколько меняется способ мышления в результате?
Впрочем, я практик, а не теоретик в образовании. А с точки зрения практики вполне достаточно просто понимать сей факт: детям и подросткам нужно время для привыканию к любому школьному предмету, к любой существенно новой теме. Время и адекватные условия. И мы, взрослые, должны думать не только о логике преподавания, но и о поддержке вот этого психологического процесса привыкания.
Когда мои дети были еще совсем маленькие и я потихоньку готовил их к школьному обучению, то весь процесс постепенного привыкания к математике, к письму, к чтению, к другим элементам школьных предметов у нас происходил мягко и естественно. Я не стремился побыстрее выучить своих детей считать, писать и читать задолго до школы. Мы просто день за днем создавали эту подсознательную базу – на которой потом, уверенно и спокойно, класс за классом, формировались школьные знания и навыки. И причем не какие-то особенно выдающиеся знания и навыки, а вполне обычные, соответствующие тому классу, в котором были мои дети.
Что характерно, оба моих сына до школы (да и потом в школе) весьма долго проходили каждый этап привыкания к математике и к чтению, не говоря уж о письме. Мы годами, медленно, очень понемножку (но зато регулярно, почти ежедневно) учились складывать и вычитать в пределах от 1 до 20, учились понимать время по часам, осваивали единицы измерения веса и длины, рисовали по клеточкам геометрические фигуры, пробовали писать слова печатными буквами, решали простенькие задачки… А потом в начальных и средних классах так же неторопливо продвигались по всем темам математики – в темпе программы каждого класса.
Но в старших классах оба моих сына вдруг самостоятельно всерьез взялись за изучение математики и физики – чтобы поступить в сильные технические вузы. И успешно туда поступили. И очень успешно там учились. И сейчас оба они работают программистами, вполне компетентно.
То есть я хочу сказать, что медленное исходное психологическое привыкание к математике сформировало у них подсознательную базу, мощную надежную основу – опираясь на которую, они смогли потом совершить быстрый рывок и выйти на хороший уровень.
А вот моя младшая дочка, хотя совершенно без проблем и довольно быстро осваивавшая математику до школы и в начальных классах, так толком и не сформировала у себя устойчивой подсознательной базы в данном предмете. И мне приходилось до 11 класса включительно много помогать ей с математикой и физикой. Ну и ладно, конечно, не всем же становиться программистами.
Я с уважением отношусь к различным методикам раннего интеллектуального развития детей. Но сам я их не использовал. На мой взгляд, быстрые видимые результаты в дошкольные годы, хоть и впечатляют родителей и вообще всех вокруг, хоть и являются фактором развития ребенка и подготовки его к школе, все же совсем не нацелены на работу с подсознанием. А потому обычно не дают той необходимой глубинной устойчивой базы, которая требуется для стратегических успехов в учебе и далее в профессии.
Подсознание никуда не спешит. У него свои ритмы, своя иерархия в обработке поступающей информации.
Мне всегда было ясно, что ребенку нужно именно привыкнуть к новой области в школьной программе. И этот процесс невозможно ускорить искусственно – как невозможно вырастить дерево быстрее, если тянуть его кверху за ветки и ствол. А вот внесение удобрений в почву как раз может помочь…
Я не занимаюсь в данном плане каким-то глубоким психоанализом. Я не пытаюсь разобраться в подсознании кого-либо из моих учеников с точки зрения того, как там формируется эта база, эта внутренняя матрица по поводу изучаемого в школьные годы учебного материала. Как в этом разберешься? Да и зачем? Достаточно, по-моему, понимать наличие данного механизма в усвоении знаний и навыков.
Представьте себе, что вам нужно построить дом на болотистой почве. Что вы будете делать сначала? Естественно, вы постараетесь в первую очередь укрепить почву в том месте, где собираетесь строить. Вы будете таскать крупные камни, гравий и песок – и сыпать все это в болото. Представляете себе эту картину?
Кому-то повезет – и почва в данном месте довольно быстро сделается устойчивой. Ну, болото здесь было не очень болото, не шибко глубокое. А кому-то повезет меньше – и сыпать крупные камни, гравий и песок придется долго. Прежде, чем на этом месте можно будет строить дом, вам придется выполнить большую предварительную работу. И заранее это, в общем-то, неизвестно – сколько времени и труда понадобится вложить в исходное укрепление почвы болота.
Подсознательное привыкание ученика к школьному предмету – это подобный процесс. И осуществляется он силами не только самого ученика, но и силами его родителей, преподавателей, каких-то книжек, каких-то видеороликов, каких-то разговоров… И здесь все настолько индивидуально, настолько непредсказуемо, настолько неалгоритмизуемо, что общих рецептов просто быть не может. Но, с другой стороны, общая линия действий совершенно очевидна: постепенно укреплять почву для строительства здания.
Или другой образ: вы осваиваете новый для вас участок леса. Как это происходит? Например, вас водит по этому лесу опытный лесник. Еще вы разглядываете карту этой территории. Вы слушаете рассказы туристов и местных жителей. И главное, вы сами много бродите по этому участку леса, по всем тропинкам и дорожкам или же, наоборот, пробираетесь местами напролом через заросли и бездорожье. Вы изучаете лес. И привыкаете к нему. Привыкаете сознательно и подсознательно. И в какой-то момент у вас формируется устойчивое умение ориентироваться в этом лесу, умение всегда находить верную дорогу в нужном направлении.
В сфере интеллектуального образования все обстоит точно так же. Какую бы правильную логику изложения нового материала и какую бы верную структуру практических тренировок вы ни избрали, все равно необходимо время для заполнения глубин восприятия, для формирования устойчивой базы в подсознании.
Когда я учился в вузе, то воспринимал это так: в каждом предмете существует некий дух, некий особый стиль мышления, некое настроение… И это, по сути, и есть главное, чему нужно стремиться научиться. Так как можно забыть почти все конкретные интеллектуальные сведения, почти все эти формулы, теоремы и математические методы, но если уловил вот эту суть, то ее уже не забудешь никогда. Это и есть формировании матрицы в подсознании. Я уже 30 лет не изучаю физику и не занимаюсь ею профессионально на уровне научной работы, но я все равно физик – по некому глубинному типу мышления.
В практике домашнего преподавания у нас есть абсолютно все условия для того, чтобы обеспечить своему ребенку спокойное и неторопливое привыкание к любому предмету школьной программы. И в этом, в частности, и состоит огромное преимущество семейной формы обучения. Дома есть возможность учесть индивидуальные темпы установления психологического контакта с новым учебным материалом, на каждом этапе.
А в школе, разумеется, осуществить все это значительно труднее. Как работать с сознанием одновременно целой группы учеников, еще можно понять. Методики на данный счет всякие придуманы и разработаны. Школьные преподаватели год за годом оттачивают свое мастерство в данном плане. А вот как работать с подсознанием каждого ученика в классе – это огромная проблема! Ну, вот как-то оно и происходит… Как раз с эффективностью не более 10% обычно…
Кстати, по той же причине все попытки школьных реформ так малоэффективны почти всегда. Ведь все они являются попытками тем или иным способом перестроить процесс сознательного обучения, то есть ориентированы лишь на 10% “школьного айсберга”. А 90% (то есть определяющая часть) в реформах никак не учитываются.
Умные, грамотные и нацеленные на улучшение системы образования специалисты изобретают те или иные схемы управления школами и учителями, разрабатывают новые программы по школьным предметам, придумывают новые способы обучения и оценки знаний… Но при этом матрицы подсознательных процессов (которые очень индивидуальны у миллионов школьников и их учителей) в расчет вообще не берутся. А с другой стороны, как это сделать – в масштабах страны? Лично я не знаю.
Понимая, что тема сия безгранична есть, я и не пытаюсь охватить ее всю умом и придумать какие-то общие решения. Однако в практических аспектах преподавания школьных предметов у себя дома своим детям каждый из нас вполне может учесть специфику устройства человеческой психики, устройства механизмов нашего овладения новыми знаниями и ситуациями. Фактически, главное, что от нас требуется, – это терпение, это выделение необходимого времени на привыкание, это мягкая поддержка ребенка и понимание его трудностей в знакомстве с новым школьным предметом.
Да, иногда нужно “сто раз объяснить одно и то же”… И это абсолютно нормально! Ведь каждая такая попытка – это очередной “мешок гравия в болотистую почву”, на которой мы хотим построить “дом знаний”. Или, можно сказать, что это еще одна “прогулка по лесу, который мы изучаем”.
У кого-то ребенок – почти гений. И поэтому строить этот дом знаний получается сразу на твердой каменистой почве. Но в большинстве случаев необходимо всыпать то или иное количество мешков гравия в болотистую жижу. А иначе дом не построишь.
Все в наше время хотят быстрых успехов – и родители, и учителя, и сами школьники, и руководители реформ в системе образования… Но как можно быстро изменить подсознание?
Нас воодушевляют стремительные успехи современных высоких технологий. Мы видим, что весь мир мчится вперед со стремительной скоростью. Нам кажется, что единственная правда жизни состоит в том, что “кто успел – тот и съел, а кто не успел – тот опоздал, тот неудачник и лузер”. И все это отчасти так… Но все равно подсознание быстро не изменишь. И все равно оно у каждого свое. И сие есть тоже правда жизни.
Так что попытки спешно построить дом знаний на недостаточно укрепленной почве являются парадоксом и имеют мало шансов на успех. Даже в одной большой теме по одному предмету. И только заложив прочную подсознательную основу в знакомстве с тем или иным учебным материалом, мы можем потом радикально увеличить темпы его освоения, если захотим.
Возможно, вам хотелось бы получить от меня более четкие рекомендации по работе с подсознанием учеников в процессе домашнего преподавания. Но я никак не могу дать подобные инструкции. Для меня самого это чисто интуитивный процесс. И логика в нем очевидна и проста: настойчивое, размеренное, терпеливое, длительное кидание камней в болото на том месте, где мы планируем строить дом. Сыпать гравий и швырять валуны в трясину нужно до тех пор, пока мы ее всю не засыпем. Вот и весь рецепт.
Разумеется, каждый преподаватель, по мере наращивания своего опыта обучения детей и подростков, нарабатывает в данном плане свои подходы и свои особые приемы. Это происходит вне зависимости от того, думает педагог о создании подсознательных основ в понимании данного предмета или же не думает об этом совсем. В любом случае труд преподавателя дает свои плоды – шаг за шагом. Наше подсознание тесно связано с нашим сознанием, между ними происходит постоянный обмен. Каждое объяснение материала, каждое упражнение добавляет что-то и в глубины
Если мы сами строим процесс обучения своих детей дома, то здесь вообще, по-моему, нет особых проблем. Все в наших руках: и темп учебы, и формы занятий, и подбор практических упражнений, и способы объяснения, и выбор акцента на тех или иных предметах…
А вот если наш ребенок ходит в школу в обычном режиме, то мы уже меньше можем влиять на ситуацию, конечно. Однако, понимая описанный здесь механизм подсознательного привыкания к каждому новому предмету (и даже к каждой новой учебной теме), мы можем все-таки поддерживать школьника, помогать ему в этом привыкании. Вместо того, чтобы нетерпеливо требовать быстрых успехов, мы подумаем над тем, что мы сами можем сделать для более эффективного формирования глубинной базы в восприятии данного предмета.
Я предполагаю, что основной прогресс педагогики в глобальной перспективе будет связан именно с переходом на такую парадигму школьного образования, которая в полной мере будет учитывать не только процессы развития интеллекта, но и процессы подсознательных, глубинных, иррациональных реалий в структуре личности каждого ученика.
Ну а пока мы можем просто мудро набраться терпения и раз за разом, на различные лады и под разными углами, рассказывать детишкам одно и то же, показывать это, рисовать… Просто будем понимать, что ребенку (или подростку) требуется время на привыкание к новой для него информации. И все эти наши усилия не пропадут даром, они обязательно окупятся.