Как передать интерес к предмету

peredat_interes_k_predmetu

Наверное, нет нужды объяснять, что важнейшая функция преподавателя (или родителя) – пробудить в учениках интерес к тому школьному предмету, изучение которого происходит на уроке в школе или дома. Интерес – это ключ. Но как трудно сформировать в детях, подростках активную заинтересованность в том или ином школьном предмете!

Я хочу здесь поделиться некоторыми своими практическими соображениями. Не густо, но все же кое-что.

В первую очередь необходимо понять, что взаимодействие ученика и преподавателя – оно не только логическое по теме данного предмета, но и в очень существенной степени эмоциональное, невербальное.

Поэтому, если вы хотите передать не только интеллектуальную учебную информацию, но и ваше личное к ней отношение, то не сдерживайте свои эмоции!

Передавайте в занятиях по школьному предмету ваши чувства – пусть ученики их видят, пусть тоже их воспринимают. Зачем скрывать то, что вы влюблены в русскую литературу?! А если вы являетесь фанатом математики или биологии, то тем более не стесняйтесь!

Я бы даже так сказал: хороший преподаватель (и в школе, и дома) работает немного на публику, чуть-чуть как актер на сцене, делая свои внутренние эмоции и переживания более “выпуклыми”, более понятными снаружи, транслируя их “зрителям”. Это нормально и правильно. И здесь нет фальши (если вы действительно любите данный предмет), а есть просто некоторое усиление подачи ваших внутренних чувств и переживаний вовне, вашим ученикам.

Я сам, в наших семейных домашних уроках и в работе с учениками из других семей, не скрывал своей любви к физике, химии, биологии, математике, черчению… Даже если видел, что мои ученики не разделяют моего интереса к этому предмету. Ну и что?! Мое дело – показать, выразить свое отношение. В любом случае это не повредит.

Кстати, говорить о своем интересе к предмету, который я преподаю, тоже вполне уместно. Я не скрываю сей факт. Конечно, нет особого смысла часто пускаться в долгие разговоры на данную тему. Хотя когда как. Например, если я начинаю вдохновенно распинаться о современных направлениях развития физики, о полетах в космос, о термоядерном синтезе, о сложнейших исследовательских методах… – то дети и подростки обычно слушают меня внимательно, с интересом и подолгу. А воспоминания о моей учебе в Политехе, об экспериментах в той лаборатории, где я писал диплом, вообще воспринимаются на ура – поскольку в такие “рассказы о буднях науки” вообще вплетается много чего…

Возможно, лично вас физика абсолютно не трогает. Но может, вы увлечены филологией? Или любите химию и проходили практику на химическом заводе (хотя потом и работали менеджером)? Или вы фанатеете по поводу палеонтологии, скелетов динозавров и отпечатков трилобитов?

Конечно, если вы не любите предмет, который преподаете, то и передавать (в смысле отношения) особо нечего.

Но если вы увлечены тем, о чем рассказываете ученикам, то сделайте ваш интерес, ваши знания и ваш личный опыт в данной сфере вашими мощными козырями!

В хорошем уроке должна быть не только логика, но и драйв, энергия!

Даже если вы слегка (или сильно) в таких разговорах отклонитесь от изучаемой в данном уроке конкретной темы, то это совсем не страшно. Интерес к предмету очень и очень важен!

Скажем, я люблю вводить в свои уроки вставляемые к месту (или примерно к месту) рассказы из истории науки (в основном физики). Я черпаю сведения из всяких книжек или из Интернета, а что-то помню еще со времен своего детства, из научно-популярных книг которые я тогда читал… И это реально зажигает!

В репетиторском формате занятий, разумеется, родители обычно не рады, когда время урока тратится не на подготовку к контрольной (которая вот уже почти завтра), а на некие философские разговоры, на личные воспоминания преподавателя о своих студенческих годах, на рассказы о том, как физики прошлых столетий ставили свои опыты… А в школе в формате урока такие разговоры вообще вести не положено. Но вот дома, при свободном преподавании в своей семье своим детям такие штуки идут без проблем.

Однако и в школе, и в индивидуальных репетиторских занятиях все же можно хотя бы понемножку вставлять и разговоры, которые имеют своей целью передать интерес к предмету…

Я не переоцениваю методический эффект подобной практики. Ну слегка как-то влияет, конечно… Никто из моих детей не сделался фанатом физики, не увлекся этой наукой. Да и мои ученики из других семей вряд ли увлеклись наукой всерьез. Но все же, мне кажется, есть немалый смысл в том подходе, который я здесь описал. На мой взгляд, он существенно повышает общую эффективность учебы.

Еще раз: просто проявите наружу ваши чувства, ваш интерес, вашу любовь к знаниям в той или иной сфере. Не бойтесь говорить о вашем отношении к любимому вами предмету. Не бойтесь рассказывать истории из жизни, связанные с данной учебной темой.

Логика важна. Но еще очень важны наши эмоции, наша искренность и непосредственность. Не старайтесь казаться “холодным излагателем сведений по данному предмету”. Больше жизни и больше жара! Пусть дети и подростки видят не “скучного препода” (как часто выражаются студенты), не “вялого и занудного родителя” (как часто думают дети дома), не “сухую школьную училку” (как часто шутят школьники), а влюбленного в данную сферу знаний человека!

Разумеется, все хорошо в меру… Я вовсе не призываю вас превращать каждый урок в шоу с чрезмерным количеством эмоций и многословных экскурсов в другие темы. Я просто хотел подчеркнуть принцип: эмоциональная и вербальная передача вашего личного отношения, вашего интереса к предмету – это сильный ход в преподавании.