Заблаговременно
Вообще-то лично я сторонник неспешного и постепенного пути в развитии и обучении детей и подростков. Это мне кажется более естественным. Всему свое время. По-моему, лучше качественно и полноценно проживать каждый этап освоения мира и знаний о нем, чем стремиться вперед ускоренными темпами. Хотя, конечно, это вопрос индивидуальный…
Я не пытался научить своих детей как можно раньше читать и считать. Я не обучал их быстрее школьной программы. У нас не было интенсивных занятий музыкой или спортом с ранних лет…
Сам я получил классическое физико-математическое образование – сначала в школе у очень хороших учителей, а затем в вузе у очень хороших преподавателей и ученых. И я мог видеть на собственном опыте, как важно тщательно проходить каждый этап в освоении математики и физики, чтобы знания были качественными и глубокими.
Обучая потом своих детей дома, я реализовывал именно такой подход: не спеша, глубоко, вдумчиво, качественно… Именно так мы осваивали элементы математики и физики до школы, а затем последовательно изучали математику и физику в школе. Не по усиленной программе, а основательно, планомерно, спокойно. Хотя с остальными предметами, честно говоря, все было существенно слабее…
Математика и физика выстроены очень логично, системно и архитектурно точно. Поэтому традиционно эти науки и в школе, и в вузах преподают строго последовательно. Так устроена вся школьная программа. И это, казалось бы, единственный разумный путь.
Знания каждого следующего уровня надо “укладывать” на прочную основу всех предыдущих уровней. А иначе – как?
И да, этот подход является стратегией. Он работает и дает нам четкую логику для всех наших действий в учебном процессе.
Но есть и прямо противоположный методический прием в изучении различных наук и вообще всяких знаний и умений. И он тоже во многих случаях работает прекрасно.
Человек – существо во многом весьма иррациональное, спонтанное, нелогичное…
Да и вообще стратегия освоения больших массивов информации, больших пространств знаний и навыков – это далеко не однозначная тема…
Скажем, ребенок за несколько первых лет жизни осваивает огромное разнообразие слов, смысловых оттенков и грамматических конструкций родного языка. И это происходит в чисто хаотическом режиме! А вовсе не последовательно!
И хотя изучение родного или иностранного языка – это совсем не то же самое, что изучение математики или физики, но все же невольно задумаешься… Нет ли и с освоении точных наук таких вот странных. хаотичных, нелогичных и непоследовательных путей?
Да, такие пути есть.
Вспоминая и анализируя весь свой 19-летний опыт обучения своих детей школьным предметам, я вижу, что успешность нашей учебы во многом была обусловлена не только разумной и упорядоченной тщательностью и последовательностью во всех деталях учебного процесса. В очень существенной степени эффективность наших домашних учебных действий опиралась и на заблаговременное легкое касание тех или иных учебных тем из будущего.
Конечно, это я говорю в основном про физику и математику, а также химию, биологию, географию и черчение. Это те предметы, которые я мог преподавать на достаточно хорошем профессиональном уровне.
Я много и со вкусом рассказывал своим детям обо всяких штуках из моих любимых наук, а также из техники – значительно раньше, чем мы проходили это в школе по программе. Но, разумеется, эти заблаговременные рассказы были без чрезмерных подробностей. Я старался объяснять очень упрощенно, буквально “на пальцах”. И следил за тем, чтобы не переусердствовать в таких разговорах…
Что тут важно понять родителю?
Во-первых, в такие моменты необходимо психологически полностью “оторваться” от классической школьной системы преподавания, когда весь материал выстроен строго последовательно и строго логично. Школьный учитель даже и права не имеет на уроке в 5 классе затронуть тему из 10 класса. А дома – все в наших руках!
Во-вторых, при заблаговременном объяснении учебной темы нет никакой нужды стремиться к полноценному и устойчивому пониманию ее учеником. Это просто невозможно. Если понял хотя бы 10-20% – уже прекрасно! И даже если все сразу забыл – тоже ничего страшного! Главное здесь – интерес во время такого разговора. Что-то точно останется в голове – и когда-то сработает…
В-третьих, очень помогают в такие моменты картинки – и взятые из книжек, и ваши рисунки по ходу дела, и воображаемые… Вообще понимание огромного количества тем в математике, физике и химии базируется именно на хорошем понимании и запоминании всего одной качественной картинки по данной теме. Причем ее можно нарисовать буквально “на коленке”, очень быстро и схематично.
Принцип работы электронной вакуумной лампы, закон Архимеда, идеи производной и интеграла для функции, понятие о синусе и косинусе, правило рычага, смысл логарифма, закон Ома… – все эти темы можно легко затронуть еще в начальной школе. Или даже до школы. И это, безусловно, пойдет на пользу.
Неужели ребенок, освоивший таблицу умножения, не в состоянии понять и теорему Пифагора?! Разве для понимания принципа плавания бревна в воде надо знать что-то сложное?! Что ли, трудно представить вылетающие из разогретого катода электрончики, которые устремляются к аноду через вакуум внутри стеклянного баллона лампы?! И зачем для сложения векторов ждать так долго?!
Повторяю, дело вовсе не в том, чтобы освоить учебный материал сильно заранее. Хотя, если это вдруг получилось, то почему бы и нет. Даже заложить заранее какие-то элементы, зерна понимания – это уже очень немало. Но главное – это активизация живого и естественного интереса ученика к предмету.
Я не говорю, что тем самым мы достигаем каких-то существенных улучшений знаний в будущем “на выходе” (когда мы дойдем до них по программе и отработаем досконально и во всех деталях). Как объективно оценить эффект от заблаговременных разговоров? Да и зачем?
Однако очевидно, что такое вот легкое предварительное знакомство с отдельными учебными темами все же помогает очень существенно. Причем вне зависимости от того, будет ли потом ребенок интересоваться данным школьным предметом, будет ли потом его изучать серьезно и тщательно или же будет его “просто сдавать”.
Мы заранее “смягчаем матрицу”, делаем ее менее жесткой, облегчаем адаптацию школьника к новой и сложной информации…
Моим сыновьям, которые в школе (да и до школы) интересовались физикой, техникой, математикой и естественными науками вообще, а потом стали программистами, такие наши заблаговременные разговоры весьма помогли осваивать школьную программу на достаточно хорошем уровне.
Моей младшей дочке, которая практически на интересовалась ни математикой, ни физикой, ни техникой, а после школы занялась изучением иностранных языков, тоже наши заблаговременные разговоры о точных науках принесли пользу. Хотя с ней я их, разумеется, вел гораздо меньше. Но все же обычный базовый школьный уровень математики, физики и химии был и ею освоен без проблем.
Сам я, помню, когда учился в старших классах школы, иногда ходил в гости к знакомому физику-теоретику – и он мне рассказывал всякие интересные штуки из серьезной науки. Он быстренько рисовал на бумаге непонятные схемы, писал замысловатые формулы, дружелюбно объяснял мне сложнейшие теоретические идеи… Он знакомил меня с вещами, которых я на тот момент почти совершенно не понимал, как ни старался. Но я помню эти занятия до сих пор. Я помню их дух, их настроение. Я ощутил уже тогда энтузиазм и красоту высокой науки!
Так что, уважаемые родители, не забывайте и о такой форме обучения, как заблаговременное объяснение некоторых тем из будущей школьной программы. Это реальная сила. Это другое, дополнительное измерение в преподавании. И это стратегически эффективно.