Домашний урок с сильной разбивкой по времени
В практике домашнего преподавания (а также в практике помощи школьникам в выполнении домашних заданий) есть метод, который абсолютно невозможно реализовать в формате школьных занятий или индивидуальных занятий с репетитором. Речь идет об уроке с сильной разбивкой по времени.
Обычно ведь урок проходит как? Сели – и занимаемся. В школе это 40-45 минут подряд. Потом – отдых, перемена. При занятиях с репетитором урок тоже проходит как некое длительное действие. В данном случае время – деньги.
Но дома, при семейном обучении и при любых других формах домашних занятий, существует и радикально иной вариант. Скажем, позанимались учебной темой по математике 10 минут, а потом чем-то другим занимаемся полчаса или час, а потом снова 10-15 минут математики, а потом снова длинная пауза… Или ребенок так может читать учебник (в том числе и полностью самостоятельно). Урок растягивается чуть ли не на целый день. Непривычно?
Я не утверждаю, что данный режим – оптимальный. Когда как. Но знание о такой возможности является полезным. Идея урока с сильной разбивкой по времени не сразу и в голову придет – так сильно мы привыкли к стандартному непрерывному школьному уроку. Кажется, будто иначе и нельзя. А почему нельзя? Иногда очень даже удобно учиться именно с разбивкой по времени.
Например, вы едете с ребенком в пригородной электричке. Допустим, ехать нужно долго – пару часов. Почему бы не использовать данное время для устных занятий? Особенно если за окном темно и ничего интересного там не увидишь. Такой урок естественно растянуть по времени. Немного поучились, потом посмотрели на мелькающие за окном огоньки или на соседей по вагону, после большой паузы снова немножко позанимались, а потом снова глядим по сторонам или пьем чай с бутербродами… Из двух часов поездки вполне реально так в 3-4 приема “насобирать” полноценный урок с общей длительностью 40-50 минут.
Очередь в поликлинике или в другом учреждении, долгая поездка в метро, длительная пешая прогулка, просто полдня дома… – все подобные ситуации легко совместить с формой урока с сильной разбивкой по времени. Далеко не всегда это уместно, разумеется. Но иметь в виду такой вариант стоит.
Обратите внимание: данная форма учебных занятий по школьным предметам совершенно не разработана в традиционной массовой педагогике. Но вовсе не по причине того, что такой подход в принципе плохо работает в обучении. Просто в школе иной режим. Но школьные стереотипы и привычные форматы никак не должны давить на наш домашний распорядок учебных занятий.
Когда особенно целесообразно попробовать применить урок с сильной разбивкой по времени? Скажем, для сложных в изучении тем. Во время коротких “включений” происходит взаимодействие ученика с новой информацией. А потом следует пауза, во время которой что-то как будто бы “укладывается в голове”… И после достаточно длительного перерыва мы делаем следующий небольшой шаг – и он уже не кажется столь трудным. Или же мы повторяем то, что разбирали во время предыдущего “включения”, это тоже вариант.
Подобная организация учебных занятий не является для родителя таким уж банальным делом… Важно и то, чем занимается ребенок в паузах между “включениями в учебу”… И от характера ученика многое зависит…
Я сам, например, открыл для себя данный метод в процессе изучения весьма сложного для меня языка программирования С++ совсем недавно. Оказалось, что читать учебник небольшими кусочками (буквально по полстраницы или по странице) для меня удобно и эффективно. Гораздо эффективнее, чем сидеть над учебником два-три часа подряд. С++ оказался для меня очень трудным учебным предметом. Поэтому небольшими порциями воспринимать информацию по нему гораздо проще. А в перерывах (скажем, за мытьем посуды или по пути в магазин за продуктами и обратно) как раз удобно поразмышлять о прочитанном. Впрочем, полное отключение от темы С++ во время пауз тоже работает хорошо.
И тогда я вспомнил, что в свое время подобным образом учил своих детей иногда. Особенно мы практиковали это в начальных классах. Мы гуляли, разговаривали, смотрели по сторонам – и временами занимались устным счетом по 10-20 минут. Или обсуждали кратко правила русского языка. Или что-то из природоведения. А потом снова просто шагали и смотрели по сторонам, разговаривали о чем-то совсем другом… Потом снова ненадолго возвращались к учебе…
Понятно, что я держал в голове мысль о необходимости поучиться параллельно с прогулкой. И мягко подводил своих детей к такому короткому уроку, поджидал подходящий момент. И старался чувствовать длительность, не переборщить со временем занятия.
И сейчас мне показалось целесообразным сформулировать данную идею как особый методический прием.
Вообще-то, конечно, я гораздо больше люблю “сесть – и уж заниматься”, а вовсе не отвлекаться на каждом шагу. И чаще всего именно так и происходит, урок идет как единое длительное действие.
Однако и урок с сильной разбивкой по времени – это сильный методический ход. Тут все наоборот по сравнению с обычным распорядком: вместо 40-45 минут урока и 10-15 минут перемены делаем уроки по 10-15 минут с переменами по 40-45 минут или даже сильно дольше. Ну и что?! Если данный подход удобен в вашей конкретной ситуации, то используйте его.