Главное в преподавании математики

glavnoe_v_prepodavanii_matematiki

Еще и еще раз мне хочется сказать всем родителям: обучая детей математике в начальной школе, необходимо постоянно следить, чтобы ребятишки не просто запоминали правила действий, а хорошо осознавали суть того, что они делают.

Занимаясь с учениками средних и старших классов, у которых трудности с математикой, я раз за разом обнаруживаю: они не понимают сути своих действий! И поэтому путаются в правилах и формулах, делают глупые ошибки, неверно подходят к изучению новых тем…

А привычка ориентироваться на существо дела – при решении всех математических примеров и задач – должна четко сформироваться еще в младших классах. Конечно, и потом ее следует всячески поддерживать.

Учителю в классе довольно сложно уследить за данным аспектом обучения. Ведь детей много, и каждому в голову не заглянешь. Решает ученик правильно – ну и молодец. А понимает ли он суть того, что делает, или же просто пилит по зазубренному алгоритму, в классе определить затруднительно.

Дома родители должны всячески отслеживать именно понимание сути решения. Математику нельзя учить так, как учат стихи. Ее нужно осознавать – каждый шаг.

Соответственно нужно строить и объяснения. Когда мы акцентируем внимание не на запоминании, что “задачки данного типа решаются по вот такой формуле”, а реально показываем детям, почему решаем именно таким путем – вот тогда-то и будет толк.

Допустим, ребенок складывает 20 и 30. И гордо сообщает ответ: 5000. И вместо того, чтобы очередной раз нудно рассказывать правило сложения чисел с нулями на конце, мы спрашиваем: “Как же так? И 20, и 30 – это числа, гораздо меньшие, чем 100. Мы их сложили – и получили огромный такой ответ! 5000! То есть гораздо-гораздо больше, чем 100. Не странно ли? Нет ли тут ошибки?”

Если надо – пусть ребенок нарисует 20 палочек и 30 палочек и пересчитает их вместе. Или пусть возьмет спички – 20 штук и 30 штук. А потом сгребет спички в общую кучу и пересчитает. Ребенок должен понимать, что такое сложение, в чем суть этого действия. А не просто запомнить правила сложения.

И так на каждом шагу. По-другому математику хорошо не выучишь. На одной лишь памяти в данном предмете далеко не уедешь. И особенно это становится важным в средних и далее в старших классах.

Разумеется, когда дело доходит до более сложных правил, ученик уже далеко не всегда может вот так, “на пальцах” объяснить смысл абсолютно всех своих действий. Ну, например, есть четкий алгоритм умножения столбиком. Но и в этом случае требуется ясное осознание процесса. Скажем, ученик должен понимать, что при умножении 9,83 на 11,56 мы получим результат в районе 100 (так как оба умножаемых числа близки к 10).

Математика логична. Абсолютное большинство школьников изучает ее вовсе не для того, чтобы потом в жизни решать квадратные уравнения или складывать логарифмы. Все мы учим математику в школе прежде всего для того, чтобы развить логику, развить умение четко мыслить. Простое заучивание правил наизусть не решает этой главной задачи. Важно именно учиться думать.

И обратите внимание: когда дети (или подростки) изучают математику верно, то есть с пониманием сути своих действий, процесс доставляет им гораздо-гораздо больше радости. Даже тем, кто в целом не особенно интересуется точными науками, у кого нет к ним особых способностей. И это естественно. Ведь правильное мышление доставляет удовольствие – точно так же, как умение красиво двигаться или правильно пропеть мелодию…