Экологические мотивы

ekologicheskie_motivi

Мне кажется (и даже я абсолютно уверен), что в наше время очень важно развивать в детишках экологическое сознание. Ясное дело, не лекции им читать и не нотации, а просто как-то между прочим, как само собой разумеющееся, вводить это в детское пространство жизни. И в сказки тоже такие идеи и принципы вводить…

Если герои вашей сказочной истории развели в лесу костер, сварили на нем кашу и вскипятили чай, а потом поели-попили и решили идти дальше – то, на мой взгляд, совершенно естественно упомянуть и тот факт, что эти герои не позабыли тщательно затушить костер и залить угли водой из ближнего болотца. Это элементарная ответственность.

А кстати, откуда эти герои брали дрова для костра? Конечно, они валили и пилили исключительно сухие деревья (сушины) да ломали засохшие нижние ветки с елок и сосен…

Вы чувствуете? В сказочном мире не только разводят костры, но и тушат их. А также берегут живые деревья и не ломают их понапрасну, без крайней нужды. А как же иначе?

А вот, например, другая ситуация. Веселые бобрята из воды с удивлением наблюдают у речки глупых туристов, которые везде разбрасывают пустые консервные банки, пластиковые бутылки и прочий мусор. Да еще при этом данные туристы ощущают себя ну очень-очень крутыми. Удивительно! Бобрята просто не знают, что и думать, как понимать такое поведение…

Но вот из речки высунулся огромный рассерженный осьминог, схватил каждым щупальцем по туристу и долго тряс их в воздухе, разъясняя простую истину: мусор нужно за собой в лесу убирать, нечего устраивать из красивого природного уголка помойку и свалку!

И бобрята потом с интересом наблюдают, как резко поумневшие и притихшие туристы собирают весь разбросанный мусор, частично его закапывают, частично сжигают, а частично уносят с собой в город на специальную помойку. После окончания уборки (за которой, конечно, приглядывал из речки суровый осьминог) бобрята даже решают познакомиться с подобревшими туристами. Туристы гладят маленьких бобрят – и все довольны.

Поскольку сказка – это не только развлечение для детей, но и способ сообщить им нечто важное об устройстве мира, то не грех иногда поведать нечто и о правилах разумной экологии, о естественных нормах поведения в парке или в лесу, на необитаемом острове или у ручья…

Уважительное и доброжелательное отношение к Природе может быть просто общим стилем ваших домашних сказок. Вовсе не обязательно вводить какие-то специальные “экологические воспитательные сюжетные линии”. Достаточно иметь в виду эти мотивы, быть внутренне настроенным на идею по возможности более гармоничного взаимодействия с Природой.

Сказки, безусловно, помогут нам спасти планету от экологической катастрофы. Дети привыкают к естественным нравственно-экологическим нормам – просто наблюдая за действиями и приключениями сказочных героев.

“Что же ты, злодей, обижаешь белых лебедей?!” – восклицает мышонок-рыцарь, направив свое волшебное копье на несознательного хулигана с рогаткой, прицеливающегося в прекрасных птиц. Конечно, хулиган испугается, уберет рогатку в карман и почувствует в душе некое смущение… А потом, поговорив с мудрым мышонком-рыцарем у костра за чашкой чая с лесными травами, и вообще решит радикально изменить свою жизнь… И станет он лесником, защитником зверюшек, птиц, растений и вообще всей Природы…

Я думаю, что даже такие маленькие крупицы экологического воспитания важны. По крайней мере, это то, что мы в силах сделать – сами и уже прямо сейчас. Даже если это хоть капельку уменьшит скорость, с которой наша цивилизация несется к экологической катастрофе, то уже есть смысл постараться. Когда наши дети вырастут и будут сами решать, как им жить, они, возможно, вспомнят и эти наши простые домашние сказки, которые мы им сочиняли перед сном. Например, про умных зайчат, которые никогда не кидали в лесу фантики от конфет…