Сказки о подземных лабиринтах

v_podzemnih_labirintah

Один из наиболее захватывающих типов сказочных сюжетов – это истории о приключениях героев в запутанных и таинственных подземных лабиринтах, ходах и пещерах. Вы любите такие сказки? Вас они захватывали в детстве?

Так что, если не знаете, с чего начать сказочную историю и как сделать ее увлекательной и необычной, – смело и решительно отправляйтесь (в воображении) в сложную, запутанную, многоярусную систему длинных, изгибающихся, темных или полусумрачных подземных переходов. Там уж точно не будет скучно! Одна обстановка чего стоит!

Вспомните многочисленные классические литературные сказки, где действие происходит в таких интерьерах.

Это и “Хоббит”, где Бильбо отыскивает кольцо в гоблинских глубоких пещерах, а потом с его помощью пробирается по подземелью гномов, захваченному злым драконом.

Это и подземелья Мории во “Властелине Колец”.

Это и приключения “Алисы в стране чудес” (хотя там подземелья в основном освещенные и симпатичные).

Это и “Семь подземных королей” Волкова – книга, оказавшая на меня в детстве потрясающе сильное впечатление (и начальное путешествие на лодке по подземной реке, и подземные территории вокруг древнего королевства)…

Я сам, когда стал сочинять сказки и истории для своих детей (а потом и книжки), конечно, не мог обойти столь интересную тему! Вы уж поверьте, разработал ее в самых разных вариациях!

Один из любимых вариантов – это, естественно, кротовые ходы в сказках про мелких лесных зверюшек, которые я сочинял, пока мои дети были маленькие… Обратите внимание: по кротовым ходам могут перемещаться не только вырывшие их кроты, но и мыши, крысы, хомяки, заколдованные мальчики и девочки, смелые и шустрые ежата, веселые жуки, гномики…

Кроме того, большие подземные жилища (со множеством коридоров, спаленок, кладовочек, гостиных и всего прочего) могут строить и мыши, и суслики, и даже умные и деловые лягушки… Да и длинные ходы из одного такого жилища в другое (чтобы ходить друг к другу в гости) они делают нередко.

Для более старших детей бывают интересны истории про городские подземные коммуникации – где бродят сантехники и другие герои (иногда совсем одичавшие). Вход-выход через канализационный люк – прекрасный сюжетный поворот. Подземные монстры, металлические лестницы, шахтные колодцы, заповедные комнаты…

В своих книгах-фэнтези про Ваню я тоже отдал должное данной теме. Там герои в Древней Руси часто используют пути-дороги подземного мира, сражаются под землей с чудовищами, делают глобальное добро всем людям, находят удивительные полезные штуки, встречают любовь, ведут дипломатические переговоры… А в сильно уменьшенном виде Ваня и его друзья еще и по мышиным подземным ходам путешествуют запросто…

Ясное дело, недалеко отсюда и тема метро. Ведь в тоннеле совсем не сложно найти рабочее ответвление, уходящее в темноту… А что там…

А есть еще такой простой, базовый вариант: один длинный-длинный подземный ход. Конечно, обычно он должен извиваться – чтобы интереснее было по нему идти, чтобы были повороты и неожиданности…

Узкий ход – это особенно интересно.

Отдельная история – запутанные лабиринты, в которых запросто можно заблудиться.

Вообще-то и большой подвал (скажем, под большим городским домом), и небольшая пещера в горах, и некий подземный переход (к примеру, просто под крепостной стеной) – это все тоже интересно.

Вопрос освещенности – особый. В подземелье может быть совсем, абсолютно темно. А могут светиться стены, пол и потолок – от живущей тут святящейся плесени или от светящихся грибов. Кто-то захочет ввести в сказку размещенные везде волшебные (энергосберегающие) фонари. А в городских подземных коммуникациях, возможно, есть лампочки кое-где…

Герои, ясное дело, используют факелы, фонарики и прочие приспособления. Кстати, батарейки в фонариках, бывает, не ко времени садятся, а запас факелов заканчивается. Но это не обязательно. Иногда хочется, чтобы в сказке не было таких проблем, чтобы освещение присутствовало стабильно.

Притаившиеся в подземных реках подземные черные крокодилы, незаметные колодцы-провалы прямо в полу подземных тоннелей и залов, колдовское перемещение стен и прочие неожиданности – это все в ваших руках. Главное – не запугайте детей свыше меры. Герои должны успешно преодолевать все ловушки, трудности и неожиданности. Добро должно побеждать. Ведь герои – это мы (и слушатели, и рассказчики).

Но даже простое неспешное описание того, как смелый бобренок осторожно шагает по лабиринту из узких и скользких, запутанных и страшных подземных коридоров, – это уже интересно ребенку (да и подростку). Это ведь уже очень необычная ситуация – сама по себе. А если вдруг еще из стенки веселый червяк высунется, подмигнет и порекомендует что-нибудь (хотя бы просто не пугаться) – то вообще занятно получится…

Да, и не забудьте… Под землей встречается не только страшное и опасное, но и доброе, полезное, радостное…

Например, добрый молодец может встретить там спящую царевну – и поцеловать ее, чтобы спасти от многовекового сна. Ну, или сундук золотых монет найти – просто так, баз каких-либо дополнительных проблем с охраняющими это золото скелетами, драконами или гоблинами. А смелый лягушонок, не побоявшийся спуститься в таинственные подземелья гномов, может найти там ноутбук на колесиках – как раз для отважного героя…

Итак, отправляйте вашу фантазию гулять по подземным лабиринтам – и не бойтесь приключений!