Режиссерская телега о конфликтах

telega_o_konfliktah

Многие люди спрашивали меня о том, как выстроить сказочную историю, на какую логическую схему при этом можно опереться. И приводили в качестве примеров всякие рассуждения о типичности сюжетов народных сказок, об их структуре и о логике построения их сюжетов. Также довольно известной является и идея о том, что в основе любой захватывающей истории должна лежать цепочка конфликтов. Ну и вообще много таких идей: как сконструировать интересную историю.

Скажу сразу: сие не есть мой стиль творчества. Лично я не выстраиваю сказку по некой базовой схеме или как последовательность конфликтов. Я не работаю так.

Разумеется, есть некая правда в идее конфликтов в сюжете (дабы история была интересной). Сценарии фильмов и мультиков, народные сказки и телешоу, книжные повествования и спектакли в театре… – везде мы видим конфликты и противоречия, крутые повороты и противопоставления, сражения и препятствия, “злодеев” и “хороших ребят”…

Многие режиссеры, обучая начинающих и страждущих, особенно подчеркивают данный принцип: мол, без конфликтов вы не удержите внимание зрителя (читателя, слушателя, участника шоу…) и не сумеете сделать все это интересным. Посему предлагается мораль: ведите повествование от конфликта к конфликту, учитесь выстраивать цепь таких конфликтных ситуаций – и внимание зрителей вам обеспечено. Ну и заодно типа вы сможете заложить туда (в историю) некие ваши идеи, наблюдения, чувства…

Не знаю, не знаю…

Я, понятно, с должным уважением отношусь к опыту других творческих работников. Но все же в моем личном творчестве принцип конфликта вовсе не является таким уж существенным. Данная идея лично мне не помогает сочинять сказки, я ее не использую как ориентир.

Хотя, безусловно, в моих сказках сплошь и рядом встречаются противопоставления, противостояния, неожиданные трудности, драки и сражнения, пары противоположностей и прочие “конфликты”. Но в целом базовый принцип творчества для меня совсем другой.

Я просто “попадаю в другую реальность” (в сказку). И просто описываю то, что там вижу и слышу. Это на 100% творчество, а не “конструирование истории”.

Мой опыт однозначно показывает: удержание внимания слушателя – это вообще не самоцель. Я же не за деньги это делаю, не на массовую аудиторию. Я не книжку-бестселлер сочиняю и не сценарий для фильма, чтобы заработать побольше или чтобы меня сильно похвалили. Я просто рассказываю дома сказку для своих детей. Внимание моих слушателей само ведет меня, само как бы подталкивает мою творческую энергию. А я просто рот открываю – и говорю то, что говорится, и описываю события, которые вижу. Именно таков метод.

Поверьте, это плодотворный подход. В сочинении домашних сказок для детишек и для подростков он работает прекрасно. Да и книжки я так сочиняю обычно (сказочные и фэнтези).

В домашней, индивидуальной, личной сказке, которую вы дома сочиняете для вашего ребенка, главную роль играет вовсе не лихо и нестандартно закрученный сюжет, не высокая динамика и напряженность эмоций, не пресловутые конфликты и противоречия… В домашней сказке вам не нужно “бороться за удержание внимания”. Вы не конкурируете с бесчисленным множеством других сказок, фильмов и шоу. Вы просто общаетесь со своим ребенком. Главное – это ваш душевный контакт с детьми, ваше единство, ваша общность в удивительном сказочном приключении, которое вы сочиняете-рассказываете-слушаете.

В качестве примера можете познакомиться с коротенькой сказкой “Головастик Чим” (она входит в мою книгу “Солнечные сказки”). Там вообще отсутствуют какие-либо проблемы, конфликты и противоречия. А есть просто описание действия, игры, диалога, ситуации. А как эта сказка нравилась моим маленьким сыновьям! Я читал и перечитывал ее им вслух десятки раз! Причем иногда по много раз подряд.

Разумеется, если в моей сказке естественным образом возникают конфликты, то я их не отбрасываю.

На мой взгляд, важен именно внутренний ориентир в процессе творчества.

Череда конфликтов и специально созданных трудностей, “навороченные” и усиливающиеся к финалу проблемы, “профессиональное” противопоставление героев, “раскочегаривание” эмоций… – все это приемы сценаристов, режиссеров, писателей и шоуменов.

А в ситуации домашнего сказочного творчества лучше, по-моему, просто стараться чувствовать ваших маленьких слушателей и их интерес, просто погружаться вместе с ними в сказочную реальность, просто быть в этом потоке…

Словом, хоть я и не хочу сильно спорить с профессиональными режиссерами о конфликтах и вторгаться в сферу их профессиональной компетенции, но для сочинения домашних индивидуальных сказок детишкам и подросткам я рекомендую не особо заморачиваться на конфликты. Лучше освойте базовый и наиболее мощный метод – “попадание в сказочную реальность”. Описание другой реальности и событий в ней – это всегда интересно.