Пунктирные пути

00000.jpg

Скачать (1,2 MB)

* * *

Данные пособия предназначены для развития мелкой моторики у дошкольников и (при необходимости и желании) у младших школьников.

Обводя пунктирный путь простым или цветным карандашом, фломастером или ручкой, ребенок учится точно и тонко действовать рукой. А это, как известно, не только необходимо для выработки хорошего почерка, но и является фактором общего интеллектуального развития.

Для своих сыновей я рисовал такие пособия в изобилии – маленьким Тиме и Коле они очень нравились. Я варьировал разные сюжеты, разные формы траекторий, разную степень «запутанности» линий… И следил, чтобы сыновья обводили пунктирные пути аккуратно и точно, не спеша, не халтуря. Иногда мальчишкам хотелось что-нибудь дорисовать на этих картинках. Конечно, я одобрял такое дело.

Наблюдая, как обводят пунктирные пути разные дети, я часто видел, что ребенок еще не умеет выполнить такое задание-игру аккуратно. Но смысл-то именно в этом, а не в том, чтобы просто как попало провести фломастером по рисунку. Ясное дело, ребеночка нельзя принуждать, нельзя ругать. Нужно его мягко ориентировать на точность и аккуратность. И хвалить, когда видно, что чадо старается, когда хоть какой-то прогресс происходит.

Может быть, мама или папа сами покажут сыночку или дочке, как нужно обводить пунктирный путь? А может, подключатся старшая сестра или старший брат? А может, имеет смысл делать это задание-игру с ребенком вместе – по частям, по очереди? Или параллельно обводя два одинаковых рисунка, а потом сравнивая результаты?

Но все начинается с настроя. Я помню, что у нас это всегда являлось ключевым моментом. Не просто «обвести пунктирную линию», а «помочь девочке собрать грибы», «кораблю приплыть к пристани», «стрекозе полетать над водой», «машине проехать по дороге»… Очень важна атмосфера игры, интереса. Мы как бы немножко погружались вместе в этот процесс: полета вертолета, погружения аквалангиста под воду, путешествия ракеты между звезд, порхания бабочки, прогулки по лесу, скакания на лошади…

Посмотрев на данные рисунки, вы можете увидеть, что нарисовать их очень просто. Поэтому, конечно, вы и сами можете рисовать для детей подобные задания. Сюжеты при этом можно выбирать, ориентируясь на интересы ребенка (кому-то больше нравится летать на самолете, а кому-то – собирать грибы). Я обычно спрашивал сыновей, что изображать. Но иногда предлагал и новые сюжеты.

Системообразующим в данных заданиях является ход пунктирной линии.

Для занятий с детьми я обычно использовал размер задания формата А5 (148х210 мм). По моему опыту, это наиболее подходящий размер. Размещенные здесь попарно 18 заданий можно распечатывать на листки формата А4 и разрезать пополам. Режимы занятий могут быть самыми различными. Возможно, в какой-то день ваш ребенок под настроение сделает сразу много заданий. А в другой раз, возможно, ему будет достаточно одного или даже половины. С моей точки зрения, главное – качество. Поэтому стоит поискать пути к такой ситуации, когда ребенок выполнит задания хорошо.

Для начала, конечно, ничего страшного не произойдет, если чадо прочертит линию не шибко аккуратно. Тоже ведь процесс, тоже какая-то польза.

Поработав с исходной серией из 18 заданий, вы увидите, интересен ли такой тип занятий вашему ребенку и вам. Возможно, на этом все и закончится. А может быть, вам захочется многократно отработать данные рисунки – все более и более качественно. А может, вы увидите, что идея вам нравится, а вот нарисовать вы сумеете лучше, чем я. Может, вашему ребенку нужен немного другой стиль изображения. А возможно, вам захочется активно поразвивать данную тему, поискать интересные творческие и методические решения…