Буквы
* * *
Мне кажется, что для ребенка на начальной стадии знакомства с буквами очень важно не только постичь их смысл, значение и звучание, но и ощутить их тонкие особенности, их внутреннюю таинственную сущность. Возможно, сие кому-то покажется ненужной и непонятной романтикой. Но мой опыт говорит о том, что эмоциональная, образная компонента в буквах очень важна.
Не только понять умом буквы и их сочетания, но и прожить их в чувствах, удивиться им и обрадоваться душой – вот в чем «фишка» предлагаемого тут подхода. Не только «буква как символ», но и «буква как детская игрушка».
Я не претендую на то, что предложенный здесь набор букв будет психологически близок и интересен всем детям и взрослым. Но вы можете попробовать. А еще можете, поглядев на эти рисунки, изобразить буквы как-то по-своему – в соответствии с вашими вкусами и настроением и в соответствии со вкусами и настроениями тех детей, для которых вы это делаете.
Буквы могут быть разные. Их можно предлагать в черно-белом виде или раскрашивать. Их можно уменьшать или увеличивать. Их можно объединять на одном листке или вырезать из бумаги кружочки с этими буквами и наклеивать на стенку – создавать наглядную азбуку-плакат. Их можно тасовать, как карты в колоде. Из них можно составлять слоги и слова…
Стихия букв ждет и манит нас. Хорошо, конечно, прожить ее в первые годы жизни – чтобы полноценно ощутить вкус и богатство этой сферы, чтобы заложить правильный фундамент для всех дальнейших видов работы с текстами. Но и в более старшем возрасте – в 7 лет, в 10 лет, в 15 лет, в 25 лет, в 40 лет, в 70 лет… – никто не может нам помешать от души поиграть с буквами, с их образными формами, с их глубинной непостижимостью… Мы можем многое почерпнуть в такой простой игре, она может стать и тренингом, и отдыхом, и творческим занятием… И нам будет гораздо легче понимать самых маленьких детей.