Преодоление тупиковых ситуаций

reshenie-slozhnih-situaciy

Иллюстрация к данной статье – это моя художественная версия схемы из книги Дж. К. Джонса “Методы проектирования”. Я уже более 30 лет дружу с этой книгой и частенько с ней советуюсь, в том числе и по вопросам семейного обучения.

Под словом “проектирование” в данной книге имеется в виду “проектирование чего угодно”.

Все практические вопросы организации домашнего образования – это для меня как раз сфера приложения идей и рекомендаций из этой книги.

Когда вы имеете дело со сложной и запутанной ситуацией, то наиболее эффективный способ ее преодоления – сделать ее простой и упорядоченной. И тогда делается ясно, как действовать. Это общий рецепт. И хотя он кажется очень абстрактным, он работает.

Дж. К. Джонсон пишет, что основной способ решения сложных задач – это преобразование их в более простые задачи. Это переосмысление и переформулирование исходной запутанной задачи в более простую и более понятную структуру.

Картинка в заголовке данной статьи иллюстрирует идею переосмысления и переформулирования запутанной ситуации.

Сложная и запутанная сеть в левой части рисунка символизирует исходную задачу. Она выглядит ужасно непонятно. В ней не видно никакой логики. Ее узлы пронумерованы и связаны друг с другом слишком уж хаотично…

На правой части рисунка изображена та же самая сеть. Но ее узлы передвинуты по плоскости. Они просто выстроены в другом порядке. Однако все связи между пронумерованными узлами сохранены. Вы можете проверить.

Насколько проще и понятнее стала сеть! В ней теперь присутствует ясная и стройная логика. Мы легко можем работать с ней. При необходимости мы ее легко можем запомнить.

По сути, эта картинка из двух частей представляет собой мега-алгоритм, ментальную креативную подсказку, своеобразную “напоминалку” для проектировщика. Глядя на нее или вспоминая ее, мы настраиваем наше мышление на решение проблемы, на преодоление тупиковой ситуации в нашем проекте.

Столкнувшись в домашнем образовании с любой запутанной ситуацией, целесообразно постараться ее переосмыслить – и сделать ее более упорядоченной, более простой, более ясной.

Суть дела состоит именно в изменении позиции мышления. Мы стараемся взглянуть на всю ситуацию по-новому. Мы ищем возможность изменения установки, которая исходно была слишком уж сложна и запутана. Мы хотим перейти к более понятной структуре задачи.

Конечно, обычно такое переосмысление ситуации в проекте дается не сразу. Это творческий акт. Это реальное управление процессом. Это как решение головоломки, которое еще нужно найти…

И картинка, как ассоциативный образ переформулирования исходной задачи, напоминает нам, что это возможно, что именно в этом и состоит оптимальный путь.