Как оценить реальную эффективность при семейном обучении « Папа Карп

Как оценить реальную эффективность при семейном обучении

kak_ocenit_effektivnost_so1

На самом деле данный вопрос важен и для ситуации обычного школьного образования. Насколько оно происходит реально эффективно у вашего ребенка? Как это оценить? По каким критериям? Где гарантии, что ваш ребенок получит качественные знания и навыки, что в нужное время он успешно сдаст все ГИА и ЕГЭ и сумеет продолжить свое образование в вузе или колледже, а потом будет успешно работать?

При семейном обучении все подобные вопросы приобретают особое значение – ведь вы берете на себя всю ответственность и за обучение своего ребенка, и за оценку эффективности этого обучения. Да еще вокруг вас есть сомневающиеся в самой идее домашнего образования родственники и знакомые…

Собственно, данная статья сочинилась как ответ на письмо одной мамы, обучающей дома своих детей. Ее муж высказывал сильные сомнения в эффективности их домашнего учебного процесса и переживал насчет возможностей дальнейшего обучения после школы в вузе (если качество подготовки по школьным предметам окажется слабым). Та мама меня и спросила: “Как оценить, насколько хорошо я учу дома своих детей?”

Отличный вопрос!

Малоискушенные люди скажут, что все просто: надо, мол, посмотреть на оценки, которые ребенок получает при аттестации в школе. Вот, мол, и критерий эффективности обучения. Если оценки хорошие – значит, учеба дома происходит успешно, а если оценки плохие – значит, домашний учебный процесс идет неэффективно…

Разумеется, это полная ерунда.

Оценки вовсе не являются критерием реальной эффективности обучения вообще. Ни при посещении школы, ни при домашнем образовании. Оценки – это некая условная, внешняя форма, механический численный показатель. И данный факт вам необходимо осознать в первую очередь.

Другое дело, что оценки представляют собой некий социально значимый аргумент, нечто общепринятое и широко используемое. Умение получать высокие баллы на аттестациях и экзаменах – это отдельный весьма полезный навык. Он имеет некоторую корреляцию с реальным качеством знаний. Но совсем не такую уж большую, как традиционно принято думать.

Посмотрите сами: “пятерка” в элитной физико-математической или языковой школе по профильному предмету – и “пятерка” в обычной базовой школе, которая ставится просто за регулярное выполнение простейших домашних заданий и написание простейших контрольных работ. И еще: “тройки” в государственных базовых школах ставятся вообще всем (надо же как-то в следующий класс ученика перевести), а “тройка” по математике в физико-математической школе – это не так уж плохо, раз в этой школе данного ученика все-таки держат.

С другой стороны: даже при хороших знаниях ребенок может растеряться на экзамене, случайно ошибиться, перепутать что-то от волнения… В ситуации семейного обучения, когда посещение школы и общение с учителем – редкое событие, данный эффект проявляется довольно регулярно. А если еще и учитель настроен доказать родителям, что учить детей дома – это блажь и дурь неспециалистов, то плохих оценок избежать практически уже никак.

В то же время, все мы знаем, что ловкие школьники довольно часто ухитряются получать весьма высокие баллы, не имея серьезных и устойчивых знаний по предмету. Всем, кто сам ходил в школу, сие явление хорошо знакомо. Шпаргалки, мобильный телефон, подсказки одноклассников, умение интуитивно угадать верный ответ, находчивость в разговоре с учителем, собранность и сообразительность в нужный момент…

Поэтому еще и еще раз: выкиньте из головы идею, будто школьные оценки адекватно отражают реальное качество знаний вашего ребенка.

Да, “пятерки” получать приятно. И обычно полезно. И это всегда мощный аргумент для тех, кто учится дома: мол, у нас все идет путем. Когда меня, бывало, сильно ругали некоторые люди за то, что я учу своих детей дома сам, а не отправляю их в школу, то мне достаточно было спокойно, как бы между прочим сказать: “Э-э-э… Да вроде пока все неплохо получается… Мои дети в школе на аттестациях получают в основном “пятерки”… Да и экзамены на “пятерки” сдают…” И после этого людям уже было сложно меня ругать.

Однако я всегда понимал, что это лишь игра – по принятым социальным стандартам. Для себя сам я никогда не считал школьные оценки моих детей чем-то очень важным и показательным. Критерии качества обучения – совсем другие.

Прежде всего, вы должны решить, на какой уровень по каждому предмету вы претендуете. На минимальный (лишь бы перейти в следующий класс)? На базовый? На чуть продвинутый? На высокий? Очень важно, какую задачу вы ставите. И эффективность домашнего учебного процесса следует оценивать по тому, решили вы данную задачу или нет. Это первый реальный критерий.

Следующий вопрос – об общих интеллектуальных навыках. Умение учиться самостоятельно, ответственность, развитие речи, привычка читать, развитость логического мышления, привычка к сосредоточенной работе… – это все чрезвычайно важно! В школе таких предметов нет, оценки по ним не ставят. Но вполне очевидно, что к качеству образования такие вещи имеют самое непосредственное отношение.

Теперь давайте посмотрим с другой стороны.

Если, скажем, вы осваиваете со своим ребенком математику в начальной школе – месяц за месяцем, год за годом – то кто, кроме вас, будет в курсе всех деталей процесса освоения вашим чадом всех премудростей и нюансов счета, решения задач, знания мер веса и объема, ориентации в геометрических фигурах…? Только вы и можете реально оценить, насколько хорошо все это усвоилось. Любой тест на аттестации – это лишь приблизительный срез. Любой разговор с учителем – это лишь относительное определение того, насколько ребенок владеет материалом.

Конечно, квалифицированный преподаватель умеет достаточно быстро оценить общий уровень подготовки ученика (при индивидуальном спокойном общении и без психологических неувязок). Но выявить все детали за короткое время просто нереально. Для этого необходимо много-много часов индивидуальных занятий.

Поэтому выход один: учитесь сами определять эффективность ваших домашних занятий. Лично я шел именно таким путем. Фактически, при семейном обучении другого пути обычно и не существует.

Что здесь может помочь?

1. Стандартные государственные программы по школьным предметам. Их можно приобрести в виде книжек или скачать в Интернете. Всегда удобно иметь под рукой полный список того, что ваш ребенок должен знать и уметь.

2. Разнообразные тесты, а также материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ – на бумаге или в Интернете. А также типовые контрольные работы, диктанты и т.п.

3. Ваши домашние многократные прокрутки учебного материала в различных вариациях, в разное время, в разных режимах… Это замечательный способ обнаружить все упущения и недоработки, все неточности в знаниях, все слабые места…

4. Учебник, по которому вы занимаетесь. В нем всегда есть проверочные задания. Может ли ваш ребенок выполнить их все без проблем? Сохраняется ли данный навык через месяц-другой?

5. Разумеется, при таком подходе вы должны и сами знать изучаемую программу вдоль и поперек. А иначе как же вы будете подробно прорабатывать ее с вашим ребенком? И как оцените все нюансы ее усвоения?

Я еще раз хочу вернуться к мысли о том, что далеко не всегда и далеко не по всем предметам необходимо достигать такого полного уровня освоения школьной программы. Иногда вполне достаточно выучить общее содержание главы учебника, сдать в школе данный материал, а потом забыть его и учить следующую главу. Иногда достаточно освоить какой-то минимум – на требуемую вам оценку. Временами можно вообще как-то на халяву проскочить… Вы решаете.

Скажем, моя младшая дочка получала по физике на аттестациях в школе исключительно “пятерки”. Ну, она старательно читала учебник, аккуратно решала в тетрадке оттуда задачи (под моим руководством), слушала мои дополнительные разъяснения – а потом рассказывала все это учительнице в школе, показывала свои тетрадки, успешно писала простенькие контрольные. Для базовой школы, где физику не учит почти никто, все было просто супер! Учительница всегда хвалила Машу и радовалась ее старательности. Однако я, как физик по образованию, прекрасно понимал, что уровень знаний моей дочки в данном предмете совсем не таков, чтобы писать ЕГЭ по физике и поступать в технический вуз. Но ей ведь и не надо было в технический вуз.

А когда мой старший сын писал в школе диктанты и контрольные по русскому языку, то я мечтал лишь о том, чтобы он вообще все не завалил. Поскольку Тима временами ухитрялся сделать по несколько ошибок в одном слове. Для него “тройка” уже была хорошей оценкой. А “четверка” была просто прекрасным результатом. И я не ругался, когда дома узнавал, что Тима списывал на экзамене со своего брата, который был существенно более успешен в освоении правил русского языка…

Позиция “я сам оцениваю эффективность семейного обучения для своего ребенка” является наиболее верной.

Кстати, умение сдавать экзамены, умение отвечать в школе учителю устно, умение получить хорошую оценку – это тоже часть образовательного процесса. И вы можете следить, насколько хорошо вы учите этому своего ребенка.

Итак, уважаемые родители, учитесь быть профессионалами в педагогике! Причем профессионалами самостоятельными, независимыми, уверенными в себе. Осваивайте данное мастерство всерьез!