Итоги нашего семейного обучения

d184d0b8d0bdd0b8d188_1

Данная статья написана в 2013 году - когда моя младшая дочка Маша закончила 11 класс, то есть когда завершился наш 19-летний проект семейного обучения. Просто захотелось окинуть весь это пройденный путь единым взором,  подвести итоги. Потом, в 2015 году, я слегка подправил тут кое-что - в соответствии с новыми данными.

Дело сделано. И сделано в целом хорошо. Наша жизненная ситуация была очень сложной (один папа с тремя детьми), но все же удавалось решать главные текущие рабочие проблемы - и по организации учебного процесса дома, и по всему режиму жизни в целом. Да, были ошибки и упущения. Но и в любой реальной ситуации получения школьного образования это всегда так. И скажу честно: все в итоге получилось гораздо лучше, чем я ожидал.

Мы не стремились к высоким показателям академической успеваемости, мы вообще мало парились об оценках. Много лет я был придавлен грузом забот многодетного отца-одиночки и понимал, что не смогу дать своим детям “самого лучшего образования и воспитания”. Задача виделась так: хотя бы на среднем, на базовом уровне осваивать основную часть школьных предметов и подготовить детей к поступлению в вузы.

Но с другой стороны, я старался сделать максимум того, что мог в данной конкретной ситуации. И мы старались сдавать все же получше зачеты и экзамены. Да и вообще человек либо знает материал, либо не знает. Мы все-таки обычно старались знать. Хотя, честно говоря, временами просто, что называется, “спускали на тормозах” какие-то предметы…

Так получалось из года в год, что мои дети сдавали в школе все предметы в основном на “пятерки”. Конечно, изредка случались и проколы… Традиционно русский язык был для старшего сына Тимофея очень сложным предметом. Да и английский ему давался с трудом. Второй сын, Коля, учился ровно по всем предметам. Маша испытывала немало сложностей с математикой.

Я по исходному образованию физик. Поэтому мог эффективно обучать своих детей физике, математике, природоведению, черчению, началам химии… Для сыновей это были профильные предметы, так что процесс шел весьма оптимистично. Тима и Коля потом успешно поступили в серьезные питерские технические вузы и учились там хорошо, без каких-либо проблем. И надо сказать, что в старших классах они изучали физику и математику уже практически без моей помощи.

Но естественно, гуманитарная сторона нашего домашнего образования для сыновей оказалась существенно слабее. Я не филолог, не историк, не специалист по преподаванию английского языка… Все это мы изучали в основном просто по учебникам - я помогал при необходимости, а преимущественно ребята просто сами читали весь материал. Ну, я потом, как мог, проверял их по вопросам в конце параграфов и по всяким контрольным заданиям…

Младшей дочке я сумел существенно облегчить жизнь в плане ее отношений с физикой и математикой - особенно в старших классах, где эти предметы идут уже на достаточно серьезном уровне. Конечно, я не стремился дать ей столь же фундаментальные знания, как сыновьям. Я понимал, что Маше это и неинтересно, и не нужно, и не по силам. Но на обычные школьные “пятерки” она математику и физику обычно сдавала.

Сосредотачивала свое внимание Маша на занятиях рисованием, на чтении, в 11 классе стала дополнительно серьезно изучать английский… Да и русским и литературой она в старших классах занималась весьма старательно (без моей помощи). А нравились ей из предметов биология и химия.

Академические результаты по окончании школы получились хорошие. У старшего сына (он всю школу отучился дома) в аттестате в основном “пятерки”, всего две “четверки”. Второй сын получил золотую медаль (он ходил три последних класса в школу в обычном режиме). У младшей дочки (она всю школу училась дома) в аттестате в основном “пятерки”, всего три “четверки”, причем ЕГЭ по русскому она ухитрилась написать на 98 баллов. А потом, через два года, для поступления в выбранный вуз Маша сдала еще ЕГЭ по английскому языку на 98 баллов и по обществознанию на 96 баллов.

Должен сказать, что в успехах моих детей в старших классах мой вклад был не так уж велик. Они в основном учились сами. У Коли в 9, 10 и 11 классах была в школе очень высококвалифицированная учительница по математике. Оба сына ходили на подготовительные курсы перед поступлением в вузы и занимались там очень серьезно. Маше по русскому помогала готовиться к ЕГЭ учительница из школы, где мы сдавали экзамены…

Главную свою заслугу я вижу в том, что в начальных и средних классах дал своим детям хорошие базовые знания по всем основным предметам, и в том, что научил их учиться самостоятельно, научил организовывать себя на учебу, планировать свой учебный процесс. В старших классах, когда они уже стали достаточно взрослыми, все это реализовалось. Да и в вузах, естественно, тоже пригодилось.

Самыми трудными для нас были средние классы - с 5 класса по 8 класс. Ведь в начальной школе программа, по сути, минимальна и элементарна. При нормальной дошкольной подготовке проходить ее в режиме индивидуальных комфортных домашних занятий не составляет труда. Да и формы обучения можно широко всякие веселые использовать: сказки-задачки, игры, занятия во время прогулок… А в средних классах предметов делается много, все они усложняются, у разных учителей - разные требования… К тому же мои сыновья в средних классах были очень непослушными, учиться не хотели, постоянно дрались между собой, по хозяйству помогать совершенно не желали…

Сейчас мне все это смешно вспоминать. А тогда самая частая мысль была: “Как это я еще не свихнулся?!” Я горжусь, что выдержал именно тот, самый тяжелый период. Выдержал и по организации изучения школьных предметов, и по жизни вообще. Много раз думал: “Плюнуть! Отправить их в школу!” Но преимущества обучения дома для моих детей были столь очевидны, что мы продолжали идти этим путем.

Младшей дочке в средних классах особенно трудно давалась математика. Но у Маши, в отличие от Тимы и Коли, всегда был очень послушный характер, она достаточно старательная по натуре. Так что нервы она мне совершенно не мотала, как братья. Просто приходилось много с ней заниматься математикой, особенно вдумчиво подбирать для нее формы преподавания и индивидуальный режим занятий, рисовать специальные учебные пособия…

Конечно, нам очень повезло со школой. Отношение всех педагогов к нам было просто замечательным. Ну и мы старались с ними дружить, ничем их не обижать, старались не создавать никаких проблем. Вообще я до сих пор не перестаю удивляться, как это в одной школе собралось столько добрых, внимательных, отзывчивых, чутких людей! Конечно, они видели наши успехи, понимали сложность нашей жизненной ситуации. Хотя и далеко не все разделяли мои взгляды на целесообразность обучения детей дома.

Когда оба сына поступили в вузы, я увидел, что семейное обучение дало им многое важное именно для получения профессионального образования. Тима и Коля умели быстро и самостоятельно учиться совершенно новым для себя вещам, умели хорошо ладить с преподавателями, умели ориентироваться не на оценки, а на реальные знания и умения… С однокурсниками они легко выстраивали дружеские отношения. И с трудоустройством после окончания вузов проблем не было.

Маша, оканчивая школу, долго колебалась: куда поступать? Но так и не могла ничего решить. Я ее и не торопил. Уже после окончания 11 класса, осенью, она все же решила готовиться к поступлению в серьезное художественное училище. Маша стала ходить туда на подготовительные курсы, но через три месяца поняла, что это все ей не нравится (традиционный стиль получения профессионального художественного образования, дальнейшие перспективы работы, сам образ жизни художника). Поэтому она бросила подготовительные курсы и отказалась от всей данной затеи вообще.

Поразмышляв некоторое время, Маша решила готовиться к поступлению в вуз на переводчика с английского. Поскольку в школе мы с ней английским занимались не слишком целенаправленно, то ей пришлось готовиться к сдаче ЕГЭ долго и серьезно, параллельно еще изучая обществознание для сдачи ЕГЭ. Поэтому поступать она стала в итоге лишь через два года после окончания школы. А готовилась к ЕГЭ по английскому и обществознанию Маша самостоятельно, по материалам в Интернете, лишь с небольшой помощью по английскому нашей хорошей знакомой.

Оглядываясь назад, я вижу, что многие вещи, интуитивно понятные мне уже на самых первых этапах нашего семейного обучения, оказались действительно очень важными. Ну, например, радикальное снижение учебных нагрузок (по сравнению с обычным школьным режимом). Это позволило моим детям больше гулять, больше читать, больше заниматься спортом, в большей степени развивать их творческие интересы и наклонности… А отход от стандартных схем проведения уроков и от многих традиционных методов преподавания обеспечил в разы большую эффективность обучения. Что-то я изобретал сам, в чем-то использовал опыт других педагогов, где-то просто слегка модернизировал обычные учебники…

В то же время я вижу, что упустил немало важного. В первую очередь это английский язык. Разумеется, мы учили его по школьным учебникам - и на начальных этапах вполне достойно. Но потом мой уровень знаний английского языка уже не соответствовал в целом необходимостям учебного процесса. Интернета тогда не было такого, как сейчас, где можно найти массу хороших материалов… Да и вообще я по инерции недооценивал этот предмет. А ведь в современном мире знание английского языка - это важнейший фактор.

Многие люди с недоверием и недоумением относятся к семейному обучению. Меня это удивляет, честно говоря. Ведь семейное обучение стоит на нескольких фундаментальных фактах, известных в педагогике давным-давно. Да и образ элитного образования, которое получали до революции дети в дворянских семьях, вполне ясен. При семейном обучении в роли приглашенного домашнего педагога-гувернера выступает родитель - вот и все.

По-моему, вполне очевидно, что индивидуальное обучение эффективнее в разы. И удобнее оно для ребенка, для подростка - и организационно, и психологически. И очевидно: домашний неформальный подход в учебе, свободное использование любых подходящих методов преподавания, гибкий режим занятий… - все это мощные факторы успеха. Да и акценты в образовании можно сделать именно те, которые нужны данному конкретному школьнику.

По поводу социализации могу еще и еще раз сказать: при грамотном построении семейного образования с социализацией нет никаких проблем. Ну просто нет. Откуда им (проблемам этим) взяться? Ведь дети, обучаясь дома, не находятся в изолированном и замкнутом пространстве, а общаются с самыми разными людьми, ходят в спортивные секции и всякие кружки, играют со сверстниками во дворе…

Да, учить детей общаться необходимо. Но летний двухнедельный тяжелый байдарочный поход в коллективе из нескольких десятков разношерстных подростков даст для социализации радикально больше, чем целый год обычной школьной тусовки. В школе ребята обычно практически не учатся делать что-то вместе, они там находятся в весьма комфортных условиях, да и не учит их там толком никто общаться и строить между собой конструктивные отношения…

Разумеется, я никого не агитирую за семейно обучение. Я положил на это 19 лет своей жизни, это была моя главная работа. Кто-то из моих институтских друзей сделал карьеру в науке, кто-то стал продвинутым программистом, кто-то - успешным бизнесменом… Ну а я сидел дома и учил своих детей, много занимался с ними и помимо школьной учебы, просто все время был рядом… Это был мой путь, мой выбор. Ну, зато я вот сделался достаточно хорошим педагогом. Да еще развился как писатель и как художник. Тоже дело все это хорошее, разумеется, хотя и не приносит пока денег особо много…

Я не агитирую за семейное обучение еще и потому, что, на мой взгляд, далеко не всем детям и подросткам подходит режим домашнего образования. Есть натуры очень общительные, им необходимо жить в коллективе - постоянно, со всеми коллизиями, со всем психологическим разнообразием характеров, со всеми динамично меняющимися ситуациями… А есть и натуры более самодостаточные, более склонные длительно функционировать в одиночестве или в условиях небольшой дружной группы, а также те, кто быстро устает в большой тусовке, - для них режим семейного обучения может быть вполне подходящим.

Я бы не стал так уж радикально противопоставлять обычный школьный процесс и семейное обучение. Много и общего. Мы со школьными педагогами всегда могли говорить на одном языке. Мы профессионалы. Просто у нас специализация разная. Они преподают в условиях больших групп учеников, строгого режима и жесткой программы. А я преподаю в индивидуальном режиме, в мягких домашних условиях и безо всяких оглядок на вышестоящие инстанции.

Я не вижу никаких проблем, если у родителя нет исходного профессионального педагогического образования. Я учился преподавать прямо в практике. В современных школьных методах преподавания масса устаревших подходов, масса неэффективных схем, масса ненужных трат времени и сил… Зачем этому учиться в вузе? Дома можно все сразу строить по уму - не дожидаясь глобальных реформ массовой школы. Да и преподавание одному своему ребенку - это несравненно более легкая ситуация, чем преподавание в классе из 25-30 человек с разными темпераментами, разными интересами и разным уровнем подготовки.

А вот что в семейном обучении важно - так это организованность родителя. Надо адекватно организовать весь режим жизни ребят дома и весь учебный процесс. Да еще суметь правильно согласовать со школой весь режим сдачи зачетов и экзаменов. И год за годом надо всю данную систему работы корректировать - с учетом меняющейся текущей ситуации.

Словом, родитель-педагог в семейном обучении - это особая история. Лично я не смог бы работать в школе (хотя меня, естественно, не раз приглашали). Со своими детьми, в своей семейной обстановке, в удобном для меня режиме - вот это да! Когда я полностью контролирую все аспекты ситуации и сам являюсь главным, тогда у меня и получается строить эффективный процесс.

Одной из причин успешности нашего семейного обучения я вижу то, что всегда был готов перевести своих детей на обычное посещение школы. Я не фанатик именно семейного обучения. Вот захотел Коля в 9 классе ходить в школу - нет проблем! Правда, первый год ему приходилось много драться, но это был вполне обычный (хотя и довольно жесткий) уровень мальчишеских “проверок” новичка в коллективе. Коля был готов к этому (и морально, и физически). И через год все нормализовалось, никто к нему уже не лез.

Я уделял немало времени и внимания физическому развитию своих детей - на нормальном таком среднем уровне. Сначала это происходило дома и на прогулках, потом - в спортивных секциях, в туристических походах. И психологически я их обучал занимать правильную позицию в коллективе. Человек не должен быть агрессивным, он должен уважать других, должен уметь строить доброжелательные отношения по возможности со всеми… Но и драться надо уметь. Даже Маше пригодилось это (в одном из походов). А уж в мальчишеских отношениях умение физически постоять за себя традиционно является очень важным.

Семейное обучение - это далеко не только изучение школьных предметов. Это весь образ жизни. Скажем, прогулки, поездки в лес или на дачу я считал не менее важными, чем изучение физики или русского языка. Да и других интересных и полезных дел у нас было очень много: живописью занимались, в театр ходили, сказки я вовсю сочинял своим детям (даже когда они были уже довольно большими)… Школьная учеба не была главным делом.

Еще и еще раз окидывая взглядом пройденный путь, я вижу: стратегически это был верный выбор. Да, кое в чем я ошибся, кое-что существенное упустил, где-то у меня просто не хватило сил и возможностей… Но в целом я доволен проделанной работой. Ну, конечно, все это можно было бы, наверное, сделать в десять раз лучше - в каких-нибудь идеальных супер-пупер-условиях… А в наших реальных условиях мы справились не так чтобы очень уж круто, но вполне неплохо, по-моему.

Я никого не агитирую, но все же очень хочется сказать: семейное обучение - это классный путь! Я счастлив, что жизнь подсказала нам такую идею, что мы решились попробовать и что у меня потом хватало сил и решимости продолжать идти такой непростой дорогой. Жалко только, что поначалу я не понимал и не умел много того, что понимаю и умею сейчас. Но это всегда так.

Фактически, выбирая путь семейного обучения, родители начинают реализовывать совершенно иную парадигму школьного образования - не связанную особо со стандартной и привычной моделью советских времен. В те времена было множество хороших достижений. Но времена, как известно, меняются - надо менять и подходы к школьному образованию.

Семейное обучение, конечно, представляет собой радикальный путь. Его можно реализовать лучше или хуже - в зависимости от множества факторов. И, как на каждом новом пути, здесь много неясного, спорного, трудного… Но нас ждут и волшебные приключения, и неожиданные открытия, и широчайший простор возможностей…

Мне говорили многие знакомые: “Вот, Леша, будешь потом других родителей семейному обучению учить.” Но я не вижу себя в данной роли. Все мы (родители, дети, семьи) - очень-очень разные. У каждого - свои трудности, свои преимущества, свои сильные и слабые стороны… Вот для меня, скажем, вести хозяйство было сложнее, чем преподавать школьные предметы. Каждая семья идет особым путем. Поэтому мой принцип таков: я просто описываю свой опыт. А все желающие пусть читают и делают выводы - какие сочтут нужным.

Вот такая получилась статья. Приятно было повспоминать все эти 19 лет наших приключений в сфере школьного образования, к которому мы подошли столь нестандартно… Правда, сейчас семейное обучение - это уже гораздо более привычное дело. И я уверен, данная форма будет активно развиваться и распространяться все шире.