Планомерность и спонтанность

Очень важно правильно сочетать оба этих момента. Причем для каждого ребенка и для каждого года обучения пропорции могут быть совершенно разные.

В массовой школе в наше время абсолютно доминирует планомерность. Дома же мы можем очень многие вещи решать и придумывать прямо по ходу дела. А еще мы можем ориентироваться на конкретное состояние ребенка сейчас (настроение, количество сил, внеучебные занятия и интересы…).

Но родитель все же должен очень четко и планомерно вести линию на то, чтобы все необходимые предметы были за учебный год изучены и сданы. Эта планомерность является не жесткой, а весьма гибкой. Но это именно планомерность, то есть стратегическое, системное продумывание всего процесса.

Все неудачи семейного обучения, которые я мог наблюдать в других семьях, были связаны очень во многом с неумением родителей реально планировать ситуацию. А успешность моего опыта семейного обучения очень существенно связана с тем, что я максимально серьезно подхожу к планированию учебы и сдачи экзаменов (не составляя жестких схем и расписаний).

А вот само проведение каждого урока для меня всегда является импровизацией. Это живой процесс, в котором доминирует спонтанность.

Но если честно, то это во многом сложилось так потому, что просто всегда было жалко выделять дополнительное время на подготовку урока (этого времени и этих сил часто и вообще не было). Конечно, если есть возможность заранее продумать и подготовить урок, то любая импровизация, любая спонтанность будет более действенной.