Самое главное в рисовании с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

samoe-glavnoe-v-risovanii-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Почти все дети любят рисовать. Примерно до 10-12 лет данное занятие неизменно вызывает у ребятишек энтузиазм. Естественно, если родители и педагоги не мешают, а мягко и грамотно поддерживают начинающих художников.

В более старшем возрасте интерес к рисованию обычно уменьшается или пропадает совсем, уступая место другим склонностям и занятиям. И лишь малая часть школьников продолжает рисовать. Обычно это уже последовательное, осознанное, целеустремленное освоение художественных техник.

В чем здесь фишка? Дело в том, что на начальных этапах своего знакомства со стихией линий и красок ребенок обычно вовсе не склонен рисовать реалистично. Родители озадаченно наблюдают “каляки-маляки” своего чада и с усилием выдавливают из себя слова одобрения…

Почему-то абсолютное большинство людей, сделавшись взрослыми, теряют естественную детскую способность – просто наслаждаться оттенками цветов и их сочетаниями, просто наслаждаться линиями и мазками красок, просто радоваться условным изображениям человечков, бабочек, деревьев, мышек…

Но стоит отбросить нашу взрослую премудрость и наши взрослые представления об искусстве, как мы сразу же понимаем: окунуть кисточку в гуашь и провести линию на белом листе – это невероятно интересно! Самое главное в детском рисовании – именно переживание, именно опыт общения с красками, карандашами, бумагой… А вовсе не те изображения, которые появляются в итоге.

Для взрослого человека работа художника заключается в создании конечного продукта. Красиво получилось – значит, хороший художник. Некрасивое изображение – значит, плохой художник. Таков общий принцип оценки в большинстве случаев.

Но у малыша совсем-совсем другая точка отсчета. Было интересно рисовать – значит, данное занятие имело смысл. А если не очень интересно, то ребенок, скорее всего, и не будет рисовать. Сама радость игры, радость творчества (в самых элементарных формах) – вот что главное для малыша.

На мой взгляд, нет никакой нужды спешить обучать детишек созданию реалистичных изображений. Пусть они играют с красками и линиями, с простейшими образами и композициями. Так формируется азбука чувств, азбука образного мышления.

Постепенно дети сами переходят к чуть более реалистичным картинкам. В какой-то момент происходит естественное насыщение потребности просто что-то “калякать-малякать”. И ребята начинают знакомиться с возможностями обозначить конкретные объекты: домик, солнышко, цветок, небо, дождик…

И опять же, главное здесь – сам процесс, опыт, переживание. Человек учится соотносить окружающие объекты и их символы, учится видеть нечто универсальное в образах одного типа, учится внимательно вглядываться в огонь и в снежинки, в звезды и в кошек, в радугу и в осенние листья…

Данный этап может продолжаться весьма долго – вплоть до 10-12 лет. И, собственно, на этом все может плавно завершиться. Далеко не каждый почувствует в себе желание учиться живописи и рисунку более профессионально. Ну а уж если кто захочет – для этого есть масса возможностей.

Факт заключается в том, что длительный период освоения простейших образов, простейших способов рисования – это прекрасная база для дальнейшего изучения профессионального художественного ремесла. Точно так же, как научиться хорошо говорить и писать – это первый шаг к тому, чтобы сочинять книги.

Итак, главная цель занятий рисованием в дошкольном и младшем школьном возрасте – общее развитие образного мышления. Развитие многогранное, полноценное, фундаментальное, масштабное. Это некий ресурс – который потом пригодится в самых разных делах и обстоятельствах.

У каждого ребенка есть свой индивидуальный темп освоения стихии образов. Нет никакой спешки. У каждой растущей личности – свои интересы, свои особенные психологические потребности… Поэтому рисование представляет собой индивидуальную траекторию, а не универсальную программу.

Фактически, основная наша задача – не мешать. А также создавать условия, чуть-чуть помогать, морально поддерживать детишек в их неумелых опытах… Разумеется, можно и показывать какие-то простые приемы, какие-то техники. Но в целом, по-моему, лучше поддерживать личный творческий поиск ребенка, а не пытаться поскорее направить его в русло более продвинутых приемов создания изображений.

Критерии взрослого искусства детям в общем-то не нужны. Это звучит парадоксально и даже, может быть, крамольно, но это так. Гораздо важнее для ребенка, чтобы его поняли и одобрили в его волшебных играх с красками и линиями. А еще лучше – если взрослые тоже поучаствуют в процессе, тоже что-нибудь нарисуют…

В моей жизни был длинный такой период – когда я очень много рисовал со своими детьми. Потом дети выросли. Из всех четверых пока лишь младшая дочка стала целенаправленно изучать художественное мастерство. Да вот еще я сам сделался художником. Так и продолжаю творить в детском стиле. И очень нравится!

Обо всем этом я даже написал книжку. Она называется “Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми”. Она есть на моем сайте.

Конечно, бывают дети, которые не любят рисовать. Но может, их родители слишком строги в оценках первых робких опытов начинающих художников? Или, может, этим детям никто не показал пример? Или под рукой нет достаточно качественных красок, кистей, карандашей…? Или у малыша имеются какие-то внутренние проблемы, он зажат и боится выразить себя в рисунке?

Энергия детского художественного творчества огромна! Надо лишь дать ей выход. Это личный, уникальный опыт ребенка. Он очень важен.

И пусть рисунки будут “непохожие”, “некрасивые” и “непонятные”. Все равно они на что-то похожи, эстетически выразительны и наполнены множеством внутренних смыслов. Таково уж это волшебство, доступное любому малышу.