Линия как свободное движение
Когда люди рисуют (и особенно когда рисуют с детьми), то почему-то часто западает самый простейший, самый базовый навык – умение изображать линию свободным движением руки.
Я от всей души рекомендую всем, кто занимается рисованием, обратить внимание на то, чтобы научиться легко и непринужденно проводить карандашом, фломастером, мелком или кистью линии всех форм и видов. Это по-настоящему важно!
Здесь работает именно аспект свободы, раскрепощенности – и в мышцах рук, и в психологическом плане. Мы не столько “изучаем и вырабатываем навык сложных действий”, сколько привыкаем действовать без внутреннего напряжения, без мышечных зажимов, привыкаем отпускать себя в поток вдохновения…
Линия – это одна из основ рисунка, картины, росписи объемной фигурки… Если линии несвободные, зажатые, скованные – то и весь рисунок, картина, роспись будет содержать эту психологическую и эстетическую несвободу, скованность.
А принцип тренировки прост: позволить себе и детишкам рисовать разные линии абсолютно свободно – как рука идет, как хочется.
Линия может сильно петлять и изгибаться. А может пойти почти прямолинейно, одним штрихом. Иногда нам захочется сделать широкий росчерк – зигзагообразную линию с несколькими острыми изломами. А иногда мы захотим почувствовать округлый ход линии, большой радиус изгиба…
Не экономьте бумагу.
Кстати, я для подобных тренировок использовал всякие ненужные листы, уже исписанные или изрисованные с одной стороны, а также рулоны сохранившихся старых ненужных обоев, оберточную бумагу и картон от упаковок…
А на доске мелом – так это вообще без проблем так тренироваться.
Но иногда все же имеет смысл и поработать на чистой, хорошей бумаге, на больших ватманских листах…
Здесь очень важно уйти от стереотипа, от стремления изобразить “красивую линию” или от попыток изобразить линию, которая “на что-то похожа”.
Посмотрите на свободный полет медленно падающего листа в воздухе, на узор облаков в небе, на пляшущие языки огня, на струи воды в неглубоком ручейке… – и рисуйте так же.
Когда “навык свободы” сформирован (а точнее, не зажат, не загублен, не затиснут в узкие рамки), тогда он уже не потеряется и при рисовании каких-то более конкретных, более строго определенных по форме объектов. Все равно вы будете использовать свободные линии – даже в очень точных и тщательных рисунках. Это именно базовый навык.
Ну а если вы уже привыкли рисовать зажато? Тогда данный тренинг просто необходим! На него целесообразно выделить особое время – и тренироваться, пока зажимы не исчезнут, пока не восстановится естественное свободное движение руки.
Вдвоем с детьми это вообще может быть игрой. Я рисую линию на листе – ребенок продолжает ее или рисует где-то рядом свою – потом я продолжаю наш общий рисунок… А если мы используем доску и мел (или доску и специальный маркер), то можно по очереди изображать большую свободную линию на всем пространстве – и тут же, лишь недолго полюбовавшись на нее, стирать изображение, уступая место следующему художнику.
Словом, рисуйте свободные линии!