Не функциональность, а исследование

ne-funkcionalnost-a-issledovanie

Моему трехлетнему внуку знакомые подарили детскую барабанную установку. Маленькое подобие взрослой системы. Даже с маленьким круглым стульчиком – чтобы сидеть и барабанить.

Классная штука! Я сам, конечно, попробовал в нее помолотить. Одно удовольствие!

Но вот интересное дело: моему внуку все время хочется стучать барабанными палочками не только по специальным детским барабанам, но и по всем окружающим предметам. Дверь, стенка, стол, детская кроватка, шкаф – это все тоже хочется маленькому Глебу использовать в качестве барабанов.

Разумеется, мне, как человеку из детского мира, данное стремление ребенка показалось абсолютно естественным. Ну и правда, это же интересно: каждый предмет в квартире издает свой звук, если по нему стучать барабанными палочками. Да и просто нравится малышу расхаживать по комнатам и молотить по всему подряд. Я бы и сам к нему присоединился, да только палочек барабанных всего две, поэтому мне не досталось.

Однако мой сын Коля, придя через некоторое время домой и застав Глеба за таким естественным развивающим занятием, мягко, но настойчиво и однозначно направил ребенка к игрушечной барабанной установке. И напомнил (и дедушке, и внуку), что она как раз и придумана для того, чтобы по ней стучать. А по мебели, мол, стучать не надо. И по стенкам не надо. И по полу не надо…

Конечно, я считаю, что для ребенка все правила устанавливают его родители. Ну, раз нельзя, значит нельзя. И мне тоже, получается, нельзя у них в доме постучать барабанными палочками по всему вокруг. Жаль, конечно, но потерплю уж как-нибудь… Надо слушаться папу (то есть в данном случае моего сына).

Но все же потом, в отсутствие Глеба, я попробовал поколебать суровую родительскую позицию Коли. Мы обменялись мнениями и, разумеется, остались каждый при своем. Ну что ж, такова правда жизни, значит…

Но ситуация очень четко показала мне две полярные позиции – взрослого и ребенка – по отношению к предметам окружающего мира. Взрослые видят в предметах их функциональное назначение. Для детей предметы – это объекты исследования.

Сам я очень хорошо помню, как в возрасте пяти лет разобрал подаренный мне на Новый год шикарный по тем временам управляемый вездеход с ракетами. Конечно, я сначала пару недель поиграл с ним, как полагалось. Он ездил вперед и назад, поворачивал по моей команде с пульта, а на остановке я мог выпустить одну за другой две ракеты на пружинках – и они летели далеко. И это было очень интересно! Но потом мне очень захотелось узнать, как устроено такое чудо техники. И я разобрал его абсолютно, до малейших деталей, отламывая то, что не отвинчивалось. После этого, разумеется, починить этот вездеход уже было невозможно.

Знаете, я до сих пор хорошо помню это радостное чувство исследователя: разобрал эту штуковину – а там куча винтиков, гаечек, шестеренок, проводочков! Да еще два моторчика маленьких и две батарейки! И все-таки я кое-что понял в той конструкции…

Для взрослого человека обычно главное – функциональность. Машина – чтобы ездить. Игрушка – чтобы играть. Телефон – чтобы звонить. Кастрюля – чтобы в ней варить суп или компот, или кашу. Пальто – чтобы надевать на улицу, когда холодно. Барабан – чтобы по нему барабанить барабанными палочками. Кровать – чтобы на ней спать. Ну и так далее.

Но ребенок (особенно маленький) живет совсем в ином мире. Его просто радуют окружающие предметы и все их неожиданные свойства. Философия малыша – это постоянный эксперимент. Например, в большую кастрюлю можно попытаться залезть, а можно попробовать надеть ее себе или кому-нибудь из взрослых на голову, а можно накрошить туда разноцветного поролона, а можно по ней барабанить ложкой…

Два мира – детский и взрослый – и две философии. Функциональность и исследование.

С одной стороны, конечно, мы готовим детей к жизни во взрослом мире, мы приучаем их постепенно к правилам взрослого мира. Но зачем при этом спешить? Почему бы не позволить малышу всласть наиграться с предметами (с какими только можно из соображений безопасности и их сохранности), почему бы не позволить ему насытить свой естественный исследовательский инстинкт?

Да, вряд ли целесообразно позволять ребенку изучать устройство компьютера с помощью молотка и стамески. Но ведь исследовательские потребности детей далеко не всегда столь экстремальны. А избыток ограничений тормозит процесс развития, формирует излишние догмы в мышлении… Где здесь оптимальная грань? Где верный баланс запретов и разрешений?