Измерение глубины озера с помощью окурков и гвоздей
Это случилось давным-давно, в те времена, когда мои сыновья были еще маленькими. Им было где-то в районе 5-6 лет, видимо. Но история сия так ярко запечатлелась в моей памяти, что я раз за разом возвращаюсь к ней в воспоминаниях. По-моему, это маленькое приключение прекрасно выразило дух детской креативности, дух нестандартного исследовательского подхода.
Как-то летом мы выехали из Питера погулять на берега большого озера, со всех сторон окруженного лесом. Стояла чудесная погода. Постепенно мы набрели на место, где находился длинный причал для лодок. Берег здесь был очень пологий, а озеро – очень мелкое. Причал представлял собой неширокие, но довольно основательно сделанные деревянные мостки, опирающиеся на врытые в дно столбы.
Ясное дело, мои парни захотели отправиться на причал – на самый его дальний от берега конец. Я прошелся туда с ними, посмотрел, что глубина там совсем небольшая, дал инструкции типа “Не свалитесь в воду!” и спокойно отправился гулять по берегу. Разумеется, я постоянно наблюдал за сыновьями, готовый немедленно ринуться вытаскивать кого-нибудь из них из воды, если такая оказия все же случится.
Но все было очень тихо и спокойно. Тима и Коля сидели на конце причала, о чем-то переговаривались, смотрели в воду… Словом, идиллическая картинка. Светило теплое солнышко, по голубому небу плыли небольшие облака, я наслаждался красотой окружающей природы и возможностью немного побыть в тишине и покое.
Тима и Коля играли на причале долго. Наконец сыновья позвали меня и рассказали, чем занимались все это время. Оказывается, они разрабатывали свой оригинальный метод измерения глубины воды в озере. Когда я осознал суть этого метода, то был потрясен. Причем сразу по двум причинам. Я и обрадовался, и огорчился. Но все же хватило родительской мудрости в первую очередь показать свой восторг.
“Понимаешь, папа, – объясняли мне маленькие Тима и Коля, – здесь на причале везде очень много окурков. И очень много ржавых гнутых гвоздей валяется. И вот мы втыкаем гвоздь в окурок (но не сильно, а слегка) и кидаем в воду. Гвоздь с зацепленным за него окурком опускается на дно. А потом окурок отцепляется и начинает медленно всплывать. И мы считаем, сколько секунд он всплывает – сколько времени он движется от дна до поверхности”.
Ну что тут скажешь?! Разве не круто?! И как они додумались до такого?! Абсолютно ведь без моей помощи, без каких-либо подсказок или наводок…
Итак, был разработан и практически обкатан новый метод измерения глубины озера – в секундах всплывания окурка (примерно определяемых простым счетом). Вполне в духе отцов-основателей современной физики, трудившихся несколько веков назад…
Конечно, меня сильно расстроило то, что сыновья возились с грязными окурками. Если бы я заметил это с берега, то, разумеется, предложил бы замену: кусочки бумаги (которую всегда носил с собой), небольшие листики с деревьев, сухие сосновые шишки… Однако все случилось так, как случилось. Тима и Коля, как и положено настоящим изобретателям, использовали то, что оказалось под рукой.
После обсуждения вновь разработанного метода и нескольких успешных его демонстраций мы отправились на берег, где было организовано тщательное мытье рук. Между делом я рассказал сыновьям, что окурки – это слишком грязный объект, а потому лучше бы с ними впредь не играть. Но при этом акцент я делал именно на креативной удаче, на том, какие Тима и Коля молодцы.
Этот дух свободного исследования природы, дух научного эксперимента, дух изобретательства – он общий и для малышей, и для взрослых ученых. Степень сложности разная. Но принцип подхода один и тот же. Ведущие физики, химики, биологи в своих лабораториях занимаются примерно тем же самым, что и дети, знакомящиеся с устройством нового для них мира.
Да, не каждый изобретательный малыш сделается потом успешным ученым. По крайней мере, по моим сыновьям пока такого не заметно, наука их пока не влечет. На данный момент оба они программисты. Но общий подход в духе изобретательства, технической креативности, рационального анализа задачи – это пригождается любому человеку. И в учебе, и в профессиональной работе, и вообще по жизни.
Особенно удачно бывает, когда ситуации, подталкивающие детей к самостоятельным научным и техническим исследованиям, возникают естественно, сами собой. В этом есть особое очарование, особая творческая энергия, особый энтузиазм. Фактически, дело родителя при этом – просто не мешать. Да морально поддерживать юных экспериментаторов. И еще немного подстраховать, проследить за безопасностью.
Дети помогают нам временами стряхнуть пыль с мозгов – и увидеть привычную ситуацию по-новому. Это действительно очень интересно! Я до сих пор помню: смотрю с причала вниз и вижу, как из глубины воды медленно всплывает окурок, отцепившийся от лежащего на дне ржавого гвоздя…