Игрушки как живые существа

igrushki_kak_zhivie

Многие дети относятся к игрушкам как к живым. Я и сам такой был в детстве. И потому очень хорошо понимаю, что для маленькой девочки или для маленького мальчика мягкая игрушечная собачка или кошечка – это близкое и дорогое существо, это друг.

Не все дети так воспринимают игрушки. Например, мои сыновья могли, делая приборку в комнате, взять плюшевого медведя небрежно за заднюю лапу и так же небрежно сунуть в шкаф. Но моя младшая дочка всегда бурно протестовала при подобных сценах. С медведем – даже плюшевым – нельзя обращаться столь неосторожно! Ему же больно и обидно!

Действительно, довольно часто родители или старшие братья, сестры как бы между делом причиняют малышу немалую душевную боль – “обижая” любимых игрушечных зверюшек, любимых кукол. Мне кажется, имеет смысл отнестись к данной ситуации очень внимательно – с уважением к чувствам маленького ребенка.

Интересно, что некоторые игрушки делаются особенно любимыми, “особенно живыми”. У меня вот в детстве был такой пес – по имени Люкс. Я засыпал с ним в обнимку в течение нескольких лет. И до сих пор он сидит у нас на полке и напоминает мне мое детство. И продолжает свою миссию – морально поддерживает всех нас, уже очень взрослых и умных. И я ну совсем уже не могу относиться к нему как к “неживому”…

Все люди очень разные. Для кого-то такие сантименты – чисто глупость, ерунда. Но для кого-то подобные переживания очень и очень важны, являются частью личного психологического пространства.

И понятно: кто в детстве много нянчил кукол или игрушечных зверюшек, тот, став взрослым, скорее всего, будет склонен нянчить детишек, заботиться о животных, вообще заботиться о людях… Это просто черта характера. Ну, не всем же становиться суровыми и жесткими бизнесменами, военными, инженерами, политиками, учеными… Миру нужны и врачи, и нянечки, и воспитатели, и учителя, и психотерапевты, и ветеринары…

А начинается все с игрушек. Хорошо ли, когда дети таскают игрушечного тигра за хвост? Хорошо ли, когда ребятишки кидаются плюшевыми обезьянами и зайцами, словно поролоновыми мячиками? Нет ли здесь ростков будущей жестокости и черствости?

Я не призываю вас относиться к игрушкам слишком уж как к живым… Но все же есть тут что-то, некая грань… Немного уважения и доброго отношения к игрушкам не помешает.

Я прохожу мимо книжной полки, где перед книгами усажены рядышком серенькая игрушечная собачка, маленький плюшевый крысенок и резиновый медвежонок. И мне кажется, что они улыбаются мне, что они мои друзья. И я улыбаюсь им в ответ – чуть-чуть, как бы про себя. Ведь ребенок, который живет во мне, верит, что эти игрушки – живые. А как же иначе?