Педагогические кирпичи
Многие думают, что педагогика – штука сложная, что в ней нужны какие-то особенные новые умные идеи, модели и концепции… Не знаю, не знаю… Конечно, во всех нюансах и частностях, как и любая другая сфера деятельности, педагогика имеет свои сложности. Но вот что касается идей и концепций, так, по-моему, они все в педагогике просты и очевидны. И все они изобретены уже давным-давно.
Проиллюстрировать данное свое непонимание и незнание мне хочется простым примером. Который, может быть, в эпоху высоких технологий, сверхскоростного Интернета и сверхсложных технических систем покажется совсем банальным и отставшим от жизни на 100 лет или даже больше. Однако, на мой взгляд, сфера обучения и воспитания детей имеет иную логику по сравнению со сферой науки и техники. В педагогике самое главное и самое ценное – это простота, а не сложность.
Вот, например, такая простейшая штука – кирпич.
Мы не знаем точно, где и когда он был изобретен. Наверное, кирпичи использовали люди во многих древних странах, на разных материках. Простейшая штука, а какая полезная! И в строительстве полезная, и в педагогике.
Если вы взрослый человек, то для вас, скорее всего, кирпич ассоциируется с дачным или с многоэтажным домом. Ну или с печкой, с перегородкой в помещении, с высоким и надежным забором…
Но если вы живете в детском мире, то слово “кирпич” вполне может вызвать у вас совсем иные ассоциации: строительный конструктор, развивающая игра Б.П.Никитина “Кирпичики”, декорации для детского спектакля, урок по геометрии или стереометрии, практическое задание по черчению…
В любом случае, кирпич – это элемент технологии (строительной или педагогической). И даже основы объектно-ориентированного программирования на языке С++ мой старший сын-программист начинал объяснять мне именно на примере вычисления объемов кирпичей с разными размерами. Я тогда поначалу мало что понял про С++, но образ кирпича мне все-таки помог…
Здесь я хочу просто обратить ваше внимание на древнюю идею для строительного конструктора: набор большого количества одинаковых деревянных брусочков-кирпичей. Причем оптимально, чтобы отношение размеров в каждом кирпиче составляло пропорцию 1:2:4 (например, 1,5х3х6 см или 2х4х8 см). Тогда будет удобно строить самые разные сооружения, комбинируя эти элементарные модули друг с другом.
В мою личную педагогическую практику данная тема вошла давным-давно, когда все мои дети были маленькие, даже когда еще не все из них родились. И началась эта история с развивающей игры Б.П.Никитина “Кирпичики”. Мой отчим сделал у себя на заводе 8 штук таких маленьких деревянных кирпичиков, и я играл со своими детьми в эту замечательную развивающую игру по инструкциям и рисункам из книги Б.П.Никитина.
Однако скоро как-то само собой стало ясно, что кирпичиков нам нужно гораздо-гораздо больше. Мой отчим без проблем наделал на своем столярном участке целую кучу одинаковых деревянных кирпичиков размером 1,5х3х6 см, добавив потом к ним по моей просьбе еще и брусочки двойной и тройной длины (1,5х3х12 см и 1,5х3х18 см). И с тех пор данный набор сделался неотъемлемой частью нашей домашней развивающей среды – на много-много лет.
Еще раз хочу повторить мысль: в практической педагогике вся сила – в простоте. Кирпич – это просто. Много-много простых одинаковых деревянных кирпичиков для разнообразных детских игр и занятий – это элементарная идея, это очень-очень древняя педагогическая концепция. И она работает на все 100% во все времена, во всех странах, для детей всех психологических типов, для самых разнообразных задач развития и обучения.
Добавив к нашей куче кирпичиков несколько прямоугольных кусков фанеры (крышки от использованных посылочных ящиков, которые в те времена делали из дерева), мы получили великолепный строительный набор. И еще раз подчеркиваю: важно, что кирпичиков было очень-очень много. Потому как из маленького набора трудно создавать разнообразные сложные и интересные конструкции.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что вот такие простые штуки (а что может быть проще кирпича?!) работают гораздо-гораздо более эффективно в развитии детей и в их обучении, чем всякие сложные и навороченные в духе современных высоких технологий игрушки, пособия, методики и т.п.
Для игры и для учебы детям прекрасно подходят именно простые вещи. Например, деревянные кирпичи. Возможно, взрослые, далекие от мира детства, скептически улыбнутся… Но это просто факт. В него, вероятно, сложно поверить тем, кто привык к сложным интеллектуальным концепциям, к большим техническим системам, к многогранной и зачастую иррациональной логике непростого взрослого мира…
Я не то чтобы совсем уж романтик и ностальгирую по прошлому. Просто мне, как педагогу-практику, совершенно очевидно: в прошлом, сотни и тысячи лет назад, созданы все сущностные основы педагогических технологий. Мы, конечно, все время что-то изобретаем, что-то модернизируем, что-то эффективное делаем… Но если мы отрываемся от этих древних сущностных основ, то мы запутываемся – и наши педагогические усилия превращаются в хаос, в нечто бестолковое, в кашу из методов и теорий, которая не дает должного практического эффекта.
У истории с кирпичами в нашем доме есть продолжение.
Однажды я задумался, как лучше оформить студию для создания обучающего видео для школьников. В то время я работал в большом проекте ИнтернетУрок. Мне хотелось сделать занятия для учеников начальных классов более живыми и интересными. А для этого ведь нужно не только говорить всякие умные и правильные вещи про математику, но и создать определенную атмосферу, показать зрителям некое пространство, в котором все происходит.
Я принялся экспериментировать у себя дома со всякими объектами. Мне под руку попались два длинных деревянных бруска (когда-то они были частями рамы дивана). Я их распилил на куски размером примерно 5х10х20 см, округлил углы, ошкурил. Получились деревянные кирпичи. Довольно большие и довольно красивые, на мой взгляд. Как раз такие, чтобы удобно было их показывать в видеоуроке – на заднем плане в качестве фоновых украшений или построив из них на столе какую-то конструкцию, или пересчитывая их в качестве иллюстрации в простейших арифметических примерах…
Воодушевленный такой чудесной дизайнерско-педагогической идеей, которую так легко совместить с современными IT-технологиями при внедрении оных в образование, я притащил эти деревянные кирпичи в студию ИнтернетУрока, где мы проводили съемки по всем правилам профессионального искусства, и показал данные объекты режиссеру и оператору, которые тоже активно участвовали в творческом процессе создания видеоуроков. Но меня не поняли. Ну совсем не поняли…
Впрочем, я не удивился. Я привык к тому, что взрослые люди (и особенно те, которые далеки от сферы практической педагогики) плохо чувствуют, что именно интересно и что полезно детям. Я принес свои чудесные деревянные педагогические кирпичи домой и отложил на потом их использование в видео для обучения школьников. Всему свое время. Но сам я у себя дома с ними, конечно, играю. И всем приходящим в гости детям тоже даю их поиграть.
Кстати, именно тогда сложились эти два слова в моей голове: “педагогические кирпичи”. Лаконично и образно. И смысл глубокий, многогранный.
Разумеется, в среде дошкольных педагогов, активных родителей, детских психологов данная идея абсолютно понятна, известна и широко используема. Наборы простых деревянных неокрашенных кирпичей – это обычная компонента развивающей среды во многих семьях, в детских развивающих центрах, в детских садах… Но, с другой стороны, многие люди про это и не слыхали. А ведь такая простейшая и удивительно сильная вещь!
Конечно, я вовсе не против использования высоких технологий в образовании. Мне просто хотелось рассказать о такой вот замечательной и доступной возможности, как одинаковые деревянные кирпичи (или кирпичики) для детского творческого строительства, для развивающих игр, для школьного обучения… Это действительно гениальное изобретение человечества! И такое древнее! И такое педагогическое!
Если вы мне не верите – то возьмите, к примеру, деревянную рейку сечением 2,5х5 см и напилите и нее штук хотя бы 50-70 кусочков длиной по 10 см. Слегка обработайте углы напильником и немножко пошкурьте, чтобы не торчали занозы. А лучше сделайте таких кирпичиков штук 200-300 или даже больше!
Далее действуйте по инструкции: свалите все эти деревянные кирпичики в кучу, сядьте вместе с вашим ребенком рядом с этой кучей – и начинайте вместе строить. И через очень короткое время с вероятностью 99,9% вы в полной мере осознаете мощь и гениальность этой древнейшей педагогическо-строительной технологии.