Ошибка интровертной установки
Данная статья является логическим продолжением статьи про ошибку экстравертной установки.
Я просто немного пофилософствую – на основе анализа событий собственной жизни.
Поскольку я интроверт, да еще и очень ярко выраженный, то для меня более естественно жить и функционировать с достаточно высокой степенью уединения. Это моя норма – в течение почти каждого дня хотя бы несколько часов проводить в одиночестве. И это с самого детства так.
В мире, где доминируют экстравертные установки и модели поведения, привычный для меня стиль жизни может показаться странным, даже болезненным… Однако для ученого, писателя или художника такой режим функционирования является вполне обычным (по крайней мере, для многих ученых, писателей и художников). Уединение, возможность сосредоточиться на исследовательской и творческой работе – это полезно для результата. Хотя, конечно, есть много ученых, писателей и художников, которые очень экстравертны по своей натуре.
Традиционная критика в адрес заядлых интровертов звучит примерно так: вы, мол, отрываетесь от реальности, от объективного хода жизни, от естественного активного взаимодействия с окружающими людьми – и замыкаетесь в своем крошечном, эгоистическом, иллюзорном мирке со своими глюками и комплексами.
Однако внутренняя реальность наших человеческих психологических процессов, ощущений и чувств так же огромна и безгранична, как и внешний объективный мир. Экстраверту обычно трудно увидеть и в полной мере осознать данный факт.
Экстраверт нацелен на внешнюю безграничность мира. Интроверт – на безграничность внутреннюю.
Но все же есть в этой критике и очень рациональное зерно. Оно состоит в том, что мы, интроверты, слишком уж склонны “уходить от объективного мира”, слишком склонны сосредотачиваться именно на своей внутренней реальности. И это далеко не всегда и далеко не во всем хорошо.
Где здесь грань? Я не знаю.
Вот, скажем, вспоминаю свое детство… Я любил читать, играть один в свои игрушки, часами тихо делать модели корабликов и всякие другие поделки из дерева… Но что было бы, если бы на меня не давила мощная социальная экстравертная установка? Это вопрос…
Сейчас я думаю, что естественная для интроверта тенденция к уединению и сосредоточению на внутренних аспектах реальности все же обычно нуждается в некотором противовесе. Иначе действительно можно слишком отдалиться от реального внешнего мира, от его актуальных коллизий и от его объективных закономерностей.
Легко впасть в ошибку интровертной установки.
Во внутренней реальности все законы почти исключительно субъективны. В них так легко заблудиться, что потом очень трудно бывает находить выходы из этих лабиринтов и тупиков. Вся жизнь как хождение по кругу – это стандартная опасность такой истории…
Причем, подчеркиваю, здесь речь идет вовсе не обязательно о жесткой и сильной психопатологии. Интровертный уход от объективных реалий мира – это чаще всего значительно более мягкое явление. Человек продолжает в целом функционировать вроде как нормально. Но что-то идет не совсем так…
В определенной степени я на собственном опыте увидел данные трудности.
Я далек от стремления описать в короткой статье ошибку интровертной установки подробно и четко. Да и возможно ли такое? Это ведь смутные и не очень понятные глубинные тенденции в нашей психике…
Анализируя свою личную историю, я вижу, что все время балансировал (и продолжаю балансировать) на этой нечеткой грани.
Если я допускаю в своей жизни слишком много экстравертного, то быстро переутомляюсь, теряю ощущение своего пути, блокирую свои творческие способности…
А если я слишком уж погружаюсь в интровертное пространство, то теряю четкие ориентиры вообще, хаотизируюсь и менее адекватно взаимодействую с миром.
Юнг здорово пишет, что, фактически, интровертная реальность – это вся огромная психическая история всех людей, это история психологии всего нашего общества. Она именно огромна! И это не “замыкание в себе”, а нормальное функционирование на просторах всего человеческого субъективного прошлого.
Наверное, для человека экстравертного типа такие идеи кажутся не очень четкими… Ну да, разумеется! Внешний объективный мир – он вот, прямо перед нами. Вот дом, вот самолет, вот законы природы, вот реальные люди… А внутренний мир так конкретно не опишешь, не увидишь. Поэтому, вероятно, и заблудиться во внутренних реальностях проще, чем во внешнем мире. Хотя как знать…
Многие современные тенденции (в частности в образовании) – это проявление интровертных аспектов. Например, семейное обучение – это в целом более интровертная модель, чем стандартное массовое школьное обучение. Такие тенденции, конечно, пугают ярых сторонников экстравертного образа жизни. Но для интровертов эти новые возможности – как влага в пустыне.
В то же время, реализуя более интровертный путь (в жизни вообще или в школьном образовании), необходимо помнить и о подстерегающих нас ловушках. Они не похожи на ловушки внешнего, экстравертного пути (которые все нам давно видны). Это ловушки другого типа. И главная из них – опасность слишком “уйти от мира”.
Юнг с юмором заметил, что каждому интроверту хотелось бы жить на необитаемом острове, где перемещается только то, чему позволяется перемещаться. Для нас, интровертов, это глубинное желание души – почти всегда. Точнее и не сформулируешь, по-моему. Именно так я всегда это и ощущал.
Однако, помню, что во времена моей школьной и студенческой юности (то есть в старших классах и в вузе) экстравертные стремления очень сильно доминировали во мне – оставляя моим интровертным сущностным качествам лишь некоторые отдушины. В тот период я жил очень и очень экстравертно.
Плохо ли это было для меня? Сейчас мне кажется, что в целом это мне пошло на пользу. Это дало мне мощный баланс – и по сравнению с моим более ранним интровертным периодом развития (до 14 лет примерно), и по сравнению со всей моей последующей очень интровертной жизненной историей (после 25 лет).
Видимо, описанная мною в предыдущей статье ошибка экстравертной установки может частично иметь и положительное значение для развития личности… В каждой конкретной личной человеческой истории этот баланс очень индивидуален и очень тонок…
Если честно, то я очень рад тому факту, что активно, долго и старательно изучал физику – одно из самых объективных направлений в человеческой культуре. Физика – это именно наука об основах логичного, математического устройства материального мира. Она очень помогает мне лучше ориентироваться на путанных и нелогичных дорогах интровертной психологической реальности.
Итак, интровертная установка, хоть и вполне естественна для примерно половины людей, все же таит в себе некую опасную ловушку. А жесткий внешний экстравертный социум буквально заставляет нас, интровертов, обращать свои взоры не только на безграничность внутренних аспектов бытия, но и на объективную реальность, на ее законы и требования, на ее радости и возможности. И это далеко не всегда вредно, а зачастую очень даже идет на пользу.