Кролики и генералы

kroliki-i-generaly

Как-то раз я сочинял сказку – просто продумывал новый сюжет. Постепенно в моей голове развернулась довольно веселая история – про лес, в котором жили огромные кролики. Они были ростом с человека и очень мощные. Ходили обычно на задних лапах. И все в лесу держали под контролем.

История сочинялась – и я узнавал про порядки в том большом лесу, про многочисленных его жителей и про их дела. Даже волки и медведи слушались кроликов там. А то ведь, если волк будет выпендриваться и невежливо скалить зубы, то могучий кролик схватит его за шкирку, поднимет – да как поддаст задней лапой! И улетит волк далеко в канаву.

Словом, доминировали кролики во всем. Но и за порядком следили, не обижали никого просто так. Разумные такие были кролики.

И вот, сочиняя сказку дальше, я узнал про живущих в норках маленьких человечков – ростом с обычного (а не гигантского) кролика. И все почему-то называли этих человечков странным словом – “генералы”. Откуда они взялись в лесу, мало кто знал.

Генералы ходили в военной форме, у них были погоны и фуражки. Вели себя они тихо и мирно, кроликов слушались. Занимались в основном всяким строительством, типа бобров. Сооружали мостики через речки, беседки от дождя, подземные тоннели, домики разные… Генералы отличались дисциплинированностью, организованностью и корректным поведением.

Я сейчас уже почти не помню остальных деталей сказки. Мне сюжет в целом не показался удачным, и я его не записал тогда.

Но потом, через некоторое время, мне пришло в голову, что сама идея (огромные, доминантные кролики и маленькие, тихие, живущие в норках генералы) – это прекрасный пример одного из стандартных приемов при сочинении сказок. Вы улавливаете?

Взять персонажей двух достаточно противоположных типов – и “поменять местами” их качества и их роли в мире, сохранив при этом их имена. Вот в чем фишка. Такая “перестановка” – шок для мозга. Мы выходим за рамки привычного. Уже становится интересно.

Ну представьте: кролик с высоты своего почти двухметрового роста строго взирает на маленького почтительного генерала и дает ему инструкции по строительству моста через ручей; а генерал скромно и почтительно слушает, глядя на кролика снизу вверх.

Поверьте, я вовсе не хочу обижать генералов. Просто такая сказка случилась забавная.

Вспоминайте иногда данный прием. На нем можно построить все действие, весь сюжет. И не забудьте описать поподробнее, как выглядят “переставленные друг с другом” герои.

Ясное дело, мы можем взять не пару героев, а тройку. И применить тот же прием. Например, возьмем жирафа, белку и кита. Жираф прыгает по веткам – ловкий, цепкий, маленький и шустрый. Белка, пыхтя и пуская фонтаны, плещется в море – огромная-преогромная, но добрая и пушистая. Кит ходит по Африке на вытянутых плавниках и объедает листву с пальм…

Какие “перестановки” интересны вам и вашему ребенку? Какие достаточно этичны? Сколько пар (или троек, четверок…) таких “перестановок” будет в вашей сказке? Как вы увяжете их с другими идеями сюжета?…

Попробуйте данную технику – и вы увидите, насколько она эффективна.