Дерево - как архетипический символ и как реальный объект

derevo_arhetipiucheskiy_simvol

Я очень много рисую деревья. И как центральный объект на картине или миниатюре, и как элемент фона на всяких рисунках, и как некое дополнение к самым разным композициям и образам…

Рисуя дерево, важно помнить: ствол и ветки не идут жестко прямолинейно или по какой-то четкой и однозначной схеме, а естественно как-то изгибаются, свободно как-то располагаются. Для меня именно переплетение ствола и ветвей является наиболее интересным с точки зрения общей композиции. Данный момент заслуживает внимания.

Понаблюдайте с детьми, как это происходит в Природе. Угол наклона, изгиб каждой ветки, изменение ее толщины, взаимное расположение толстых и тонких веток – все это реализуется по какому-то таинственному закону. Почувствовав его, вы сумеете передать главное в дереве, его сущность – даже если рисуете вовсе не с натуры и не по памяти, а просто изображаете какое-то условное дерево.

Вторая важнейшая часть – листья. Важно видеть и ощущать, какие они все разные, как по-разному повернуты, как неодинаково располагаются на ветках…

В статье “Ветка на фоне неба” я подробно написал про то, как изображать листья. Уделите внимание данному вопросу – даже в детской технике здесь существует немало нюансов.

Если вы рисуете весеннее дерево, то на нем могут быть цветы. Обычно они белые и относительно листьев небольшие. А еще весной листочки могут быть совсем маленькие, чудесного желто-зеленого цвета!

Внизу картинки можно показать, как ствол переходит в корни. И даже показать эти корни слегка выступающими из земли.

На ветках могут быть птицы, бабочки, божьи коровки, муравьи, гусеницы, снег, обезьяны, кошки, люди, коалы, ящерицы, белки…

Почему я обычно изображаю деревья очень символически, с очень крупными листьями, а не делаю, как традиционно принято у профессиональных художников? Они ведь чаще всего не прорисовывают каждый отдельный лист, а мазками обозначают общее их пространство.

Дело в том, что в детском стиле дерево – это не просто рисунок объекта, а еще и символ. Дерево – психологический знак, который понятен и малышу, и взрослому. Да и просто ведь интересно листики рисовать.

Но иногда, когда дерево находится на заднем плане или когда деревьев много, когда они не должны акцентироваться на рисунке – тогда вполне нормально обозначить крону некоторой волнистой линией, добавив линии ствола и нескольких главных веток. В данном случае мы не погружаемся в смысл и в сущность дерева, не прорисовываем его внимательно, а изображаем лишь условно.

Есть нюансы. Вы и ваши дети можете сосредоточиться на них или пропустить.

Например, кора. Как ее показать? Видимо, нужно проводить длинные изогнутые мазки или штрихи по стволу и по веткам.

Или вот вечная тема переплетения ветвей. Какие ветки спереди, а какие дальше? Как листья, расположенные ближе к нам, закрывают листья, расположенные дальше, а также частично ветки и ствол?

Сильная изогнутость, корявость дерева – один из интересных сюжетов. Понаблюдайте в Природе такие растения: яблони, дубы, сосны, березы… Достойное занятие с детишками на прогулке! И посмотреть хорошо бы с разных сторон, под разными углами, в разном освещении…

Наша естественная любовь к деревьям, наша дружба с ними – это из глубины веков. Поэтому дерево – один из сильнейших и один из самых универсальных архетипических символов.

Солнышко между ветками, разбрасывающее свои тонкие лучики по всему пространству картины. Травинки у корней дерева. Несколько цветочков в траве. Линии ветра или облака в небе… Такие детали очень важны. Они показывают связь дерева с окружающим миром.

Мне хотелось бы написать еще и еще… Потому что я просто фанат данной темы. Она затрагивает меня до самой глубины души. Надеюсь, и вы ощутите вдохновение!