Главные принципы рисования человечков

glavnye-printsypy-risovaniya-chelovechkov

Любой родитель, любой педагог, по-моему, просто обязан уметь рисовать человечков. Это фундаментальный педагогический навык, без которого трудно решать многие практические задачи.

Человечки всегда помогут нам и нашим детям: развлекут во время болезни, проиллюстрируют сказку, сделают веселее чертеж к задачке по математике, украсят домашний праздничный плакат, станут частью большой картины в детском стиле…

И главное: почти каждый ребенок любит сам рисовать человечков. Надо лишь его грамотно поддержать в этом важном занятии. А потому и мы, взрослые, должны обладать определенной компетенцией в данном вопросе.

Первое, что надо знать: длина ног примерно равна половине всего роста. Таковы естественные пропорции нашего тела. То есть голова и туловище по высоте занимают примерно столько же, сколько ноги.

Второе: позы человечков должны быть в целом анатомически достоверны. Разумеется, мы вправе рисовать ребят с великолепной растяжкой, гибких и ловких. Если лично я не могу спокойно стоять на одной ноге, выпрямив вторую вертикально вверх, то это вовсе не значит, что так не сможет стоять человечек, которого я рисую. Но все же нельзя сгибать колени назад, а руки делать длиннее ног…

Третье: голова у детей существенно больше, чем у взрослых (относительно общего роста). Это означает, что чем более крупноголового человечка вы нарисуете, тем ближе он будет к младенческому возрасту. Правда, иногда и взрослые бывают очень головастыми, но это уже особый случай.

Вот и все, что необходимо держать в уме, рисуя человечков. Немного практики – и вы в совершенстве овладеете этим важнейшим художественным приемом. А если вдруг возникнут затруднения с изображением какой-нибудь позы, то посмотрите на себя в зеркало (приняв это положение) или на людей вокруг.

Существует несколько уровней проработки человечков по детализации конструкции.

Самый простой: голова – жирная точка; кисти рук – тоже точки; остальное – тонкие или чуть более толстые линии.

Слегка посложнее: голова – кружок; туловище – овал; руки и ноги – линии.

Еще чуть более сложный: голова – кружок; туловище – овал; руки и ноги имеют толщину (то есть рисуются не одной линией, а двумя)…

Детали лица, волосы, разные предметы в руках… – это еще более продвинутые формы. Рисуя девочек и женщин, туловище можно обозначить треугольником – типа платье. А рисуя мальчиков и мужчин, можно сделать плечи чуть пошире. Изображение ладошек и пальцев рук потребует от вас внимательности и некоторой тренировки…

Самое интересное в человечках, конечно же, то, что они очень многое могут делать – и по одному, и целой толпой. Ради этого, собственно, мы их и рисуем. Сюжеты – от реалистичных до сказочных и фантастических.

Обращаю ваше внимание: детям очень интересно наблюдать, как вы рисуете человечков, а не только увидеть конечное изображение. Сам процесс рождения сказки на листочке бумаги – это ценность, это наше общее переживание. И побольше юмора! Побольше свободы! Пусть наши человечки играют и веселятся от души!

Вот вы нарисовали на уроке геометрии на доске параллелограмм. А почему бы на него сверху не посадить забавного человечка? И пусть он свесит ножку, пусть даже поставит ее на диагональ параллелограмма…

Пожалуйста, не забудьте, что человечек может стоять на руках (и даже на одной руке), бежать, прыгать, висеть на веревке, опускаться на парашюте, лезть по лестнице, ползти на четвереньках, ехать на велосипеде… Но и просто спокойно сидеть или лежать человечек, конечно, тоже может.

Дети моментально улавливают все аспекты данной художественной техники. Она на 100% близка их мироощущению и их возможностям. И не думайте, что это ерунда какая-то… Это классика, это древнейший способ рисования.

Итак, уважаемые взрослые и дети, рисуйте человечков! Данное занятие является забавным и очень серьезным. Хорошо нарисованный человечек – это один из реальных путей к душе ребенка. Да, пожалуй, и к душе взрослого тоже…