Представьте, что бревно – это ваш враг

img_00013

Часто мы видим, что подростки ломают скамейки и деревья, бьют бутылки в детских садиках, пишут грубые слова на стенках подъездов… Нередки в этом возрасте и серьезные драки, и жесткие психологические разборки, и хамство по отношению ко взрослым… А бывает и хуже.

Все это во многом просто неуправляемая агрессивность. Неуправляемая и ненаправляемая. А ведь иногда подростку просто хочется крушить все вокруг: предметы быта, людей, растения…

Причины различны.

Одна из них, разумеется, – это постоянная подпитка агрессивности через фильмы-боевики, специфические компьютерные игры, жесткую музыку… Да и вообще наша социальная среда агрессивна. Подростки буквально впитывают из воздуха стиль воинственного поведения, стиль разрушения.

Другая причина – в естественной конструкции человека. Мы приспособлены ко всяческим возможным опасным ситуациям. Мы приспособлены к борьбе за выживание, за территорию, за ресурсы, за лидерство… Мы так устроены. И в подростковом возрасте эта наша конструкция заявляет о себе во весь голос.

Выход заключается в том, чтобы научиться адекватно направлять естественную агрессивность подростков. Надо направить ее на что-то более приемлемое, нежели банальная пьяная драка или нецензурная брань на уроке в адрес учителя. Но сами ребята, понятное дело, не очень об этом задумываются. Поэтому взрослые должны озадачиваться и создавать подходящие ситуации.

Один из идеальных вариантов – спорт. Это всем понятно. Особенно хороши всякие виды борьбы, активные игры типа футбола или баскетбола, туризм (с большими нагрузками), фехтование на мечах, профессиональные тренировки будущих спасателей…

Важно, чтобы из подростков “выходил пар”, чтобы было преодоление серьезных трудностей, чтобы человек именно сражался за победу – напрягая все силы и способности. Временами вообще необходимо включаться в максимально интенсивном режиме.

Однажды я был свидетелем показательной сцены в туристическом лагере для подростков. Мне она представляется прекрасным примером грамотной работы со старшеклассниками, грамотного управления их агрессивностью.

Один из руководителей предложил двум парням освободить их от ежедневной тяжелой работы по очистке старого пруда – при условии, что они разрубят на поленья небольшое бревно (длиной около полутора метров). Разрешалось использовать только колун – то есть бревно надо было разрубить вдоль. Непростая задача.

Парни воодушевились и приступили. По очереди они молотили тяжелым колуном по бревну, пытаясь расколоть его на две половины. Бревно не поддавалось.

Естественно, собрался весь лагерь. Звучали слова одобрения, всякие шуточки… Зрители тоже входили в азарт. “Вы хотите сделать Буратино?” – кричал кто-то…

Парни, сменяясь все чаще, раз за разом били колуном по бревну, стараясь попадать примерно по одной линии – чтобы оно для начала хотя бы треснуло по всей длине. Но ничего не получалось. Ребята уже устали, вспотели.

“Представьте, что бревно – это ваш враг!” – весело посоветовал руководитель, с удовольствием наблюдая за происходящим.

Парни воспряли духом и включились на полную катушку. Щепки так и полетели во все стороны. Зрители взвыли от восторга.

Наконец бревно треснуло. Потом раскололось пополам. Победа. Маленькая, очень локальная – но победа. И очень хороший опыт для всех – и для тех, кто рубил, и для тех, кто смотрел. А заодно и агрессивность выпустили очень адекватно.

Педагоги, родители довольно часто недооценивают вот именно такие вещи. А подобные небольшие приключения чрезвычайно важны, особенно в подростковом возрасте. Или вы хотите, чтобы ваше подросшее чадо пробовало свои пробудившиеся силы на оборудовании детских площадок или на деревьях в парке?

Когда мне было 15-18 лет, одним из любимых моих развлечений стало ломание гнилых сосен на болотах. В окрестностях Питера легко встретить низины с невысокими сосенками – они вырастают здесь всего на несколько метров в высоту, а потом засыхают и постепенно делаются гнилыми и трухлявыми. И потому их очень удобно ломать.

Как сейчас помню. Беру небольшое бревнышко покрепче (типа хорошей дубины). И начинаю молотить по гнилым сосенкам. Они ломаются, падают. Я все больше и больше вхожу в раж, ору, подпрыгиваю от избытка энергии, бью уже не только дубиной, но и ногами… Восторг битвы переполняет меня!

Да, это не совсем безопасное занятие. Моя дубина может вдруг спружинить от еще недостаточно сгнившего ствола – и вмазать мне по голове. Ветки могут попасть в глаза. Десятиметровая сосна, падая, может задеть меня. Хотя она и тонкая, но вес все же изрядный…

Но это же сражение! Привкус опасности лишь бодрит, лишь заставляет сосредоточиться, лишь требует включиться максимально собранно. И главное – я прилагаю все свои силы! Полусгнившие сосенки падают вокруг меня. И я ощущаю себя победителем. Я могу это!

Через какое-то время чувствую, что пора завершать битву. Вовремя остановиться – тоже важный навык. Нельзя потерять контроль над ситуацией. В состоянии перегрузки вероятность серьезных травм существенно возрастает.

Ну что ж?! Я “выпустил пар”, качественно потренировался и при этом не причинил никакого вреда природе. Я ведь ломал лишь неживые, сгнившие на корню деревья. И даже следил, чтобы они не падали на молоденькие растущие деревца и кусты.

Когда мои сыновья подросли, они временами развлекались подобным образом. А еще – рубили выструганным из длинной деревянной рейки мечом заросли крапивы или сухую высокую траву у нас на даче. Для мальчишки в 10-12 лет сражаться с кустами крапивы (высотой до полутора метров) – это тоже не шуточки.

Сила нашей агрессивности вполне может быть обуздана и направлена в конструктивное русло. Это вообще одна их важнейших задач в педагогике, особенно при работе с ребятами в переходном возрасте. Поймите: им хочется подраться! Ну просто сила бурлит, ищет выход! И вопрос только в том, каким будет этот выход.

Да, здесь нет стандартных методических схем, как в преподавании алгебры или английского языка. Здесь посложнее. И нужна некоторая смелость, нестандартность подхода. Надо уметь создавать и чувствовать ситуации, связанные с управляемым выбросом агрессивности.

Но неплохо, кстати, и самому взрослому иногда поиграть в такие штуки… Как? Ну, например, возьмите бревно и представьте, что это ваш враг…