Как я учил своих детей плавать

img_0008

Мне хочется поделиться небольшой домашней зарисовкой практического плана. Это просто такое яркое впечатление в нашей семейной истории.

Дело было летом. Мы жили на даче. Сыновьям в то время было, по-моему, 11 и 9 лет. Оба они еще не умели плавать – до той поры не представилось возможности их научить.

Наше лесное озеро – особенное. На машине к нему не подъедешь. Со всех сторон – лес. А само озеро расположено в низине. И оно совсем небольшое. С краев озеро заросло очень сильно, осталось лишь пространство неправильной формы в середине. Кувшинки, лилии, темная вода, всякие странные водяные жуки и стрекозы…

Пройдя по качающемуся толстенному слою сросшихся растений, мы базировались на деревянном дощатом настиле у воды – маленьком местном пляже. Рядом – низенькая скамеечка с вечно высовывающимися из-под нее молоденькими ящерками. Чуть в стороне – две тоненькие березки, неизвестно как ухитряющиеся держатся корнями за переплетенные где-то в глубине стебли трав и водорослей…

Глубина – сразу 4 метра. Как здесь учить ребенка плавать?

Я придумал простой метод – с использованием прочной альпинистской веревки и пенопластовой обвязки.

Один конец веревки я надежно обвязывал вокруг пояса сына, а второй наматывал себе на руку. Обвязка была допотопной – кто-то нам ее подарил давным-давно. Она представляла собой 8 пенопластовых брусков с округлыми краями, нанизанные на две резинки (пардон, от трусов).

Сын спускался в воду по приколоченной к настилу лесенке и, молотя руками и ногами по воде, описывал полукруг радиусом примерно 6 метров (длина веревки). В конце этого полукруга он возвращался к настилу. Пенопластовая обвязка слегка поддерживала начинающего пловца (но все же не очень сильно).

Естественно, сначала я давал инструкции, подробно разъяснял, как надо держаться на воде, как выполнять движения руками и ногами. Мы даже немного тренировались у настила: опускать лицо в воду и выдыхать, лежать на воде лицом вниз, работать ногами “по-лягушачьи” и вверх-вниз…

Конечно, всем нам было немного страшно. Я стоял наготове – вдруг ребенок растеряется, испугается и станет тонуть. В этом случае я мог бы его вытащить из воды за несколько секунд. Но такого ни разу и не случилось, все всегда происходило благополучно.

Постепенно я убирал с обвязки пенопластовые бруски – по одному. Это оказывалось почти незаметным при плавании. Вообще, мне кажется, обвязка играла скорее психологическую роль – просто уменьшала у детей страх воды.

Вот так сыновья и плавали – день за днем. Через какое-то время уже и без обвязки. Постепенно все лучше осваивая технику плавания.

Ну а потом, естественно, мы отказались и от веревки. Сыновья стали плавать вдоль настила, по самому краю воды. А я стоял и контролировал ситуацию. Или же я сам плавал с кем-то из них по озеру (тоже по очереди).

Так и научились плавать.

А младшую дочку я потом учил точно так же. С той же обвязкой, с той же веревкой.

Другие посетители озера, наблюдая за нашими семейными методами, только головами качали. Или слегка посмеивались. Но однажды кто-то сказал, что учил своих детей плавать точно так же.

Если бы меня сейчас спросили, что я изменил бы в данном методе, то я бы ответил: использовал бы веревку большей длины. Ну, не сразу, а постепенно. А в то время просто не было денег купить новую. А еще я использовал бы более цивильную обвязку, наверное…

Итак, детей вполне возможно купать и обучать плаванию в местах, мягко говоря, не шибко для этого приспособленных. Главное – обеспечить при этом надежную страховку, безопасность. Главное – полностью контролировать ситуацию.